Персона грата

Виктор Никитин

Сегодня, в День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, председатель комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Валентин Денисов отвечает на вопросы нашего корреспондента.

– Банкротство, имея своей целью финансовое оздоровление сельхозпредприятий, практически всегда оборачивается их крахом. Почему так происходит? Можно ли остановить этот губительный процесс?

– В данной проблеме есть три болевые точки.

Первая из них заключается в том, что документы, регламентирующие процедуру банкротства, весьма противоречивы. Я глубоко убеждён, что федеральное и региональное законодательства требуют серьёзной ревизии.

Вторая болевая точка – отсутствие профессионализма. В эту сферу часто приходят люди нечистоплотные. Они рассматривают процедуру финансового оздоровления как личный бизнес. Пользуясь отсутствием чёткого государственного контроля, такие, с позволения сказать, специалисты, прошедшие всего лишь «курс молодого бойца», смело берут на себя право решать самые сложные вопросы. А в конечном итоге разваливают заводы, фабрики, крупнейшие сельхозпредприятия.

Третий момент – общественное мнение. Люди недовольны процедурой банкротства: она лишает их рабочих мест, ломает привычный уклад жизни. Но они разрознены, каждый защищает свои интересы в одиночку. Здесь, считаю, вина полностью лежит на политических и общественных институтах, официальной власти, проявляющих неспособность объединить обиженных.

– Складывается впечатление, что люди, решающие подобного рода вопросы и облекающие их в законодательную форму, мыслят на уровне первоклассников. Иначе как объяснить всё происходящее? Почему изменения в законодательстве происходят так мучительно медленно и трудно?

– Этому есть объективные и субъективные причины. Объективные состоят в том, что государственная машина очень тяжела и неповоротлива. Она не может совершать маневры быстро и качественно. Субъективные видятся в том, что федеральные чиновники, отвечающие за нормотворческий процесс, преследуют корпоративные интересы тех или иных групп: финансовых, экономических, политических. В процессе финансового оздоровления, на мой взгляд, присутствует очень серьёзный сегмент коррумпированности. Госдума реагирует, оформляет парламентские запросы, но коэффициент полезного действия от них чрезвычайно низок.

– Как быть в таких случаях? Процесс, связанный с банкротством предприятий, движется вперёд. К тому времени, когда всё образуется, если, конечно, образуется, что останется от сельского хозяйства?

– Здесь уместно вспомнить истину о том, что на каждое действие должно быть противодействие. Мы строим крепкую экономику, желаем видеть в ней значимую роль государства. Но мы строим и гражданское общество. Следовательно, должен быть установлен баланс интересов крепкой экономики и полноценного гражданского общества. Но пока такое общество не созрело, а союзы профессионалов не научились участвовать в экспертизе предложений при разработке законотворческих документов, ситуация будет оставаться без изменений. Возьмём Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Его можно критиковать за краткость. Но он базовый, и в нём чётко сказано, что правительство не имеет права выпустить тот или иной документ без согласования принципиальных вопросов с соответствующими союзами. Очень сильная норма. Просто не все ещё это осознают.

– Валентин Петрович, понимаю так, что применительно к проблеме банкротства сельхозпредприятий существенных изменений ждать не надо. Или я всё-таки ошибаюсь?

– Думаю, что ещё на какое-то время нынешняя ситуация сохранится. Если не будет профессиональной реакции «снизу», процесс затянется на неопределённое время. А пока должен констатировать, что причиной варварских разрушений, вызываемых банкротством, является подмена государственных интересов личными. Повторю слова, которые я говорил в глаза Анатолию Чубайсу в начале 90-х годов: «Нет сильнее большевиков, чем люди, которые занимаются разрушением». Известная фраза «до основания, а затем…» полностью отражает негативные процессы, свидетелями которых мы продолжаем быть.

Досье «УП»:

Денисов Валентин Петрович, председатель комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам. Родился первого июля 1955 года в селе Загоскино Майнского района Ульяновской области. Служил в армии. Окончил Ульяновский сельскохозяйственный институт, академию общественных наук при ЦК КПСС, аспирантуру сельхозинститута. Кандидат экономических наук. Депутат Госдумы РФ пятого созыва. Член генерального Совета партии «Единая Россия». Заместитель председателя Российского аграрного движения. Член комиссии правительства РФ по вопросам АПК. Награждён орденом Дружбы народов. Женат. Отец и дед.