Это воздушное СУДНО – самое загадочное из всех экспонатов наше авиационного музея

Виктор ФИЛИППОВ

Есть в Ульяновске музей, чьи экспонаты настолько велики, что стоят под открытым небом. Речь идет о гордости нашего города -авиационном музее. Каждый экспонат там – это кусок истории страны, пропитанный воздушной романтикой.

От сверхзвукового Ту-144 до «старичка» АНТ-4

Мало кто знает, но некоторые самолеты в музее -настолько редкие, что второго такого найти практически невозможно. Например, сверхзвуковых красавцев Ту-144 осталось всего несколько штук. Причем ульяновский совершил всего несколько рейсов, т.е. практически новый. Есть личный самолет Хрущева. Примечательно, что прилетел он сам. После списания его техническое состояние оставляло желать лучшего – не убирались шасси. Тем не менее летчики рискнули и перегнали лайнер на низкой высоте в Ульяновский авиационный музей.

Но, пожалуй, самым редким и старинным экспонатом музея можно назвать самолет АНТ-4 с бортовым номером Н-317. Чего только стоит его трагическая история!

Самолет 39 лет пролежал в тундре

Оказалось, что 25 лет назад его подняли вертолетом Ми-6 из енисейской тундры. А сам АНТ-4 «Авиаарктика» с бортовым номером Н-317, как следует из названия, использовался для освоения Севера.

Началось все в 1925 году, когда под руководством Андрея Николаевича Туполева, 120-летие которого будет отмечаться 29 октября, был создан двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик ТБ-l. O многих конструкторских решениях, которые применялись при разработке этого самолета, можно сказать кратко – первые в мире. Позднее эти машины после капитального ремонта передавались в полярную авиацию под названием АНТ-4. На них перевозили пассажиров и грузы, спасали челюскинцев, совершили несколько сверхдальних перелетов, в том числе и в Нью-Йорк.

Утром 12 января 1944 года самолет АНТ-4 с одиннадцатью пассажирами на борту вылетел из Туруханска в Игарку. Экипажу из четырех человек во главе с командиром Григорием Науменко предстоял двухчасовой перелет. Воздушная трасса проходила вдоль берега Енисея, и при хорошей видимости проблем с ориентированием раньше не возникало. Но в тот день самолет попал в низкую облачность и отклонился от курса. Горючее заканчивалось. В разрыве облаков летчики увидели под собой незнакомую заснеженную местность. Определить свое местоположение экипажу не удалось, к тому же началось обледенение самолета. Командир принял решение пойти на вынужденную посадку. Наиболее подходящим для этого местом показалось замерзшее озеро. Приземлились удачно, но уже в самом конце пробега машина врезалась в крутой берег. В результате носовая часть кабины разбилась, подломились стоики лыж, вышла из строя радиостанция. К счастью, экипаж и пассажиры не пострадали, но при таких серьезных повреждениях Н-317 взлететь уже не мог, а отсутствие связи не позволило сообщить о случившемся. Оставалось одно – ждать помощи, не покидая места аварии. На Севере это главное правило.

Загадка первая – откуда взялась газета из «будущего»?

Пропавший самолет начали искать через два дня. В воздух поднялись три АНТ-4. Через сутки разбитый Н-317 был замечен экипажем Н-315. Все люди были спасены.

По имеющимся дан ным, их эвакуировали в Игарку.

О лежащем в енисейской тундре АНТ-4 вспомнили только спустя несколько лет: совершенно случайно его увидели с пролетевшего самолета. История аварии Н-317 бы ла уже забыта – в без людных местах хранить память некому. Старожилы Игарки же утверждали, что слышали только про самолет, который разбился зимой 1939 года. Об авиакатастрофе 1944 года никто ничего не ведал.

Летом 1983 года газетой «Воздушный транспорт» была снаряжена экспедиция, которой удалось добраться до уникальной машины и обследовать ее. В фюзеляже была найдена газета «Известия» за 12 января 1944 года. Этому факту до сих пор нет объяснения. Каким образом номер центральной газеты в день своего выпуска мог оказаться на месте аварии за тысячи километров от Москвы?

Загадка вторая: кто в тундре снял с самолета двигатели?

Н-317 решили восстановить и передать в музей, так как к этому времени не сохранилось ни одного типа АНТ-4. Для выполнения ремонтных работ самолет предстояло доставить в Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Но как вывезти его из тундры? Достаточно сказать, что размах крыльев ветерана полярных авиатрасс такой же, как и у реактивного Ту-134. За помощью обратились к вертолетчикам Норильского объединенного авиаотряда. Экипаж Ми-6 под командованием Александра Окуня блестяще справился с трудным заданием. 27 августа 1983 года АНТ-4 подняли в воздух на внешней подвеске вертолета. Полет был очень сложным. Несмотря на го, что предварительно для уменьшения веса и габаритов с самолета сняли все мелкие детали, хвостовое оперение и часть крыльев, его все равно раскачивало встречным потоком воздуха. Но благодаря высокому мастерству норильских авиаторов Н-317 был благополучно доставлен в Игарку. Через 39 лет после своего вылета… В Игарке его перегрузили в транспортный Ил-76 с ульяновским экипажем и спецрейсом отправили в Выборг.

При внешнем осмотре АНТ-4 возникает впечатление, что самолет обшит профнастилом. На самом деле это «фишка» авиационных конструкторов 20-х годов – кольчугалюминий, новейший материал того времени. Промышленность давно его не выпускает, а на Н-317 не хватило несколько листов такой обшивки. Ремонтники нашли выход. Был изготовлен специальный штамп, с помощью которого можно было получать аналог колчугалюминия с таким же шагом гофра, что и на самолете. Но были и более серьезные проблемы. На АНТ-4 отсутствовали двигатели, и до сих пор, кстати, неизвестно, кто и когда снял их с аварийной машины. Не подлежала ремонту смятая кабина, утра-

чены некоторые детали. Работы по восстановлению самолета приостановились.

Еще один погибший самолет

Дальнейшие события – из области невероятного везения. В районе Диксона был найден еще один потерпевший катастрофу АНТ-4. Самолет с бортовым номером Н-227 разбился зимой 1939 года: из-за густого тумана он врезался в складку местности. Командиром экипажа был Борис Агров. И в этой аварии человеческих жертв не было, но пассажиров и экипаж нашли только через девять дней. Людям каким-то чудом удалось вы^ жить в суровых северных условиях. Удалось выяснить, что этот самолет летел из Игарки в Диксон. Видимо, эту аварию и вспоминали, игарские старожилы.

Летом 1985 года у АНТ-4 высадилась группа специалистов, которая сняла с Н-227 двигатели и кабину. Двумя вертолетами Ми-8 под командованием Виктора Чалого и Валерия Харина ценный груз был вывезен на Диксон, откуда очередной Ил-76 взял курс на Выборг. Это позволило завершить реставрационные работы Н-317, после чего его погрузили на баржу и отправили в Ульяновск. Этот самолет, которым бы мог гордиться любой авиационный музей мира, стал первым экспонатом Ульяновского музея гражданской авиации.

Кстати, когда снимали двигатели с Н-227, один из штурманов с Дисксона видел с воздуха лежащий в таймырской тундре неизвестный большой четырехмоторный самолет, похожий на ТБ-3, и даже определил его координаты. Возможно, это будущий новый экспонат для музея.