Закон требует от чиновников бережного, хозяйского отношения к муниципальной собственности. Однако, как показали прокурорские проверки, чинуши от власти позволяют себе распоряжаться муниципальным и государственным имуществом, как своим, разбазаривая народное достояние…

В частности, закон запрещает руководителям муниципальных унитарных предприятий без согласия собственника имущества совершать сделки, в которых имеется их личная заинтересованность. Такой руководитель признаётся заинтересованным в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием. Вопиющие нарушения законодательства выявлены в деятельности муниципального унитарного предприятия «Рынок «Бирюч» Цильнинского района: прокуратурой установлено, что директор МУП Алеев P.P., нарушив названные выше требования законодательства, заключил договор аренды земельного участка площадью 24 квадратных метра для установки гаража под складское помещение с сыном – индивидуальным предпринимателем Алеевым Л. Р. Первоочередной задачей директора должно было быть согласование договора аренды с собственником, который обязан знать, как используется государственное имущество. Однако за последние пять лет собственник имущества – муниципальное образование «Цильнинский район» даже в мыслях не держал проведение проверки бухгалтерской отчётности МУП «Рынок «Бирюч» независимым аудитором. Имела место заинтересованная сделка в пользу близкого родственника.

Также, прокуратурой выявлены нарушения при совершении муниципальным унитарным предприятием сделок по распоряжению муниципальным имуществом.

Так, несмотря на требование закона о запрете данным хозяйствующим субъектам, являющимся арендаторами земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сдавать его в субаренду, МУП «Рынок «Бирюч» в августе 2007 года заключил 14 (!) таких договоров.

Кроме того, установлено, что, несмотря на отрицательный баланс между стоимостью чистых активов МУП «Рынок «Бирюч» и размером уставного фонда по итогам предыдущего финансового года, собственником предприятия -МО «Цильнинский район» меры по уменьшению последнего приняты не были, соответствующие изменения в установленном законом порядке не регистрировались, руководством МУП уведомление кредиторов об уменьшении уставного фонда и о его новом размере не производилось, сообщение о принятом решении в органе печати не публиковалось. Проще говоря, поскольку чистые активы оказались меньше уставного фонда – предприятие не доказало свою состоятельность, потому что работало неэффективно, – доверять ему имущество в прежних объёмах стало нецелесообразно.

Согласно закону, к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение вверенным имуществом, исполнение соответствующего бюджета и контроль. Вместе с тем, прокуратурой установлено, что муниципальное образование «Инзенское городское поселение» не принимало мер к взысканию задолженности по арендной плате с коммерческой структуры.

Так, общество с ограниченной ответственностью «Инзенские теплосети» имеет долг за аренду муниципального имущества в размере более двух миллионов рублей. Однако, ни в 2007, ни в текущем году указанный орган местного самоуправления в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании данных денежных средств не обращался. Чтобы компенсировать недобор, ООО «Инзенские теплосети» незаконно завысили тарифы по котельной №7 в городе Инзе.

Прокуратурой Инзенского района инициирована проверка для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 159 УК РФ «Мошенничество» по факту незаконного получения ООО «Инзенские теплосети» прибыли в сумме более 500000 рублей за счёт завышения тарифов.

Вопреки нормативным положениям, регламентирующим порядок учёта федерального и муниципального имущества, соответствующий реестр вёлся чиновниками с нарушениями требований закона.

В этой связи прокуроры Цильнинского и Инзенского районов были вынужден внести Главам соответствующих муниципальных образований представления с требованием незамедлительного устранения установленных проверкой нарушений и наказания виновных должностных лиц.

ТРЕБОВАНИЕ ПРОКУРОРА ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО

К сожалению, не все руководители-муниципалы осознают всю ответственность за неисполнение законодательства, Недавно прокурор Радищевского района привлёк к административной ответственности главу муниципального образования «Калиновское сельское поселение» Анкудинова М. И., нарушившего требование Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Так, по результатам проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, регламентирующего оборот наркотических средств и психотропных веществ, в адрес указанного руководителя прокурором было внесено представление об устранении выявленных нарушений и наказании виновных должностных лиц.

В соответствии с нормами Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (в частности, представление подлежит обязательному рассмотрению в течение месяца со дня его внесения с незамедлительным принятием соответствующих мер). Их невыполнение влечёт ответственность согласно статьи 17.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Однако, в нарушение закона, сведения о результатах рассмотрения данного акта прокурорского реагирования были представлены лишь спустя полтора месяца.

В этой связи прокурор Радищевского района возбудил в отношении главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» Анкудинова Николая Ивановича 1947 года рождения дело об административном правонарушении за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусматривающей в качестве наказания крупный штраф.

Ранее за аналогичное нарушение к административной ответственности были привлечены главы администраций муниципальных образовании: Инзенского района «Оськинское сельское поселение» Прахт Александр Карлович, «Глотовское поселение» – Чурашов Виктор Владимирович, «Сюксюмское сельское поселение» Жарков Валерий Миронович и другие.

В соответствии с законодательством РФ органы местного самоуправления несут ответственность за организацию в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

А десятки семей, проживающие в селе Тетюшское Ульяновского района, накануне и в период отопительного сезона 2008-2009 годов были вынуждены за счёт собственных средств устанавливать индивидуальное газовое оборудование, потому что местные чиновники самоустранились от ремонта квартальной котельной. Грубо нарушались права граждан, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, на нормальные условия жизни и благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Поэтому прокурор Ульяновского района направил в суд исковое заявление о признании незаконными действия администраций МО «Ульяновский район», «Тетюшское сельское поселение», МУП «Тетюшское жилищно-коммунальное хозяйство» по принуждению людей к переводу квартир, находящихся в муниципальной собственности, на индивидуальное газовое отопление, обязав органы местного самоуправления и указанное предприятие системы ЖКХ обеспечить граждан, проживающих в селе Тетюшское, соответствующей услугой надлежащего качества и объёма.

Согласившись с доводами прокуратуры, суд признал бездействие чиновников незаконным и обязал их взять снабжение населения теплом в осенне-зимний период на себя.