О художнике Никасе Сафронове говорят и пишут довольно много – и не только в связи с его творчеством. Российское дворянское общество пожаловало ему титул графа, а затем и титул князя. Он почетный гражданин сразу нескольких городов – родного Ульяновска, Баку и Саратова. Его именем названа открытая американскими учеными звезда в созвездии Андромеды. Он профессор, академик и почетный доктор. Среди его наград есть и такие – международный орден святого Константина Великого, орден святого Станислава и орден святой Анны II степени. О философских взглядах художника, об его отношении к мировосприятию, к Богу с ним беседовал эксперт аналитической группы Агентства национальных новостей, протоиерей, настоятель храма святого князя Александра Невского в Новосибирске Александр Новопашин.

– Говорят, что художники видят мир другим и, соответственно, воспринимают его иначе, чем все остальные люди.

– Воспринимают – да. Но я не думаю, что художник в отличие от обычных людей видит мир каким-то другим. Он также, как и все, восторгается красками природы, любуется закатом или восходом солнца, его чувства будоражит надвигающаяся гроза или огромные морские волны, обрушивающиеся на берег, он с таким же восхищением, как и любой другой человек взирает с холма на раскинувшуюся до горизонта равнину… Но в отличие от обывателя, который со временем не может в полной мере воспроизвести эту красоту и «помнит» ее только чувствами, сердцем, у художника фотографическая память, которая позволяет ему даже спустя месяцы «видеть» каждую деталь поразившего его явления. Это видение не дает ему покоя, понуждает приступить к работе. И вот здесь проявляется еще одно отличие художника от обычного человека: его восприятие увиденного, действительно, иное. Ну, это также как у Лермонтова, Пушкина, Тютчева или Фета: они пишут о том, что видят все, но, воспринимая это по-своему, они пишут так, как никто написать не сможет!

Тютчев: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…» День – хрустальный, вечера – лучезарны. Пушкин: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит». Кто может сказать также великолепно и просто одновременно? И далее у него же: «Вся комната янтарным блеском озарена. Веселым треском трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?» Тихо, уютно, покойно, но! Душа зовет! Одно чувство сменяется другим, это как лавина, которую невозможно остановить. Вперед! Художник подбирает такие краски, благодаря которым, казалось бы, самые простые вещи преображаются.

Художник открывает глаза! И не только на красоту природы. Вот, например, тютчевские строки: «Кто смеет молвить: до свиданья, чрез бездну двух или трех дней?»… Или: «Умом Россию не понять, аpшином общим не измерить: у нeй особенная стать – в Россию можно только верить»… Или: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»… Вот почему говорят, что поэт в России, больше чем поэт. Это правда.

– Обязательно нужно выстрадать свое творчество, чтобы оно достигло всей своей полноты?

– Одна из проблем нашего времени – поверхностность. Поверхностные знания, поверхностные суждения, поверхностное творчество, поверхностные люди. Вокруг много талантливых людей, художников, поэтов, артистов, они делают хорошие, нужные вещи, но их творчество, при более близком рассмотрении, недостаточно глубокое. Не потому что они не могут – они не хотят. Условно говоря, одни из обеспеченных семей, у других было счастливое детство и не менее счастливая юность, третьи учились не в простой школе, а с углубленным знанием английского языка. Нет сейчас Ломоносовых, которые бы в своем стремлении получить знания прошли бы через холод, голод, унижения, но выжили, а главное, – дерзновенно завладели знаниями, тем самым преумножив свой талант и став ярчайшими творческими личностями. Вообще, Россия дала Европе такое количество великих художников, режиссеров, артистов, живописцев, литераторов, что Запад вечно должен быть благодарен России за это.

Для того, чтобы сделать что-то по-настоящему большое, следует пострадать. Нет-нет, не нужно войн, моров и масштабных потрясений. Нужно «просто» научиться сострадать и сорадоваться. Сердце художника всегда должно быть открытым и для горя, и для радости. И вот тогда творчество такого художника не будет идти ни в какое сравнение с творчеством его «благополучного» коллеги. Оно как бриллиант будет сверкать чистым светом, или светиться как золото, прошедшее обработку в горниле.

– Может быть, я, ошибаюсь, Никас, но, по-моему, «благополучных коллег» в последнее время стало так много, что из-за них не видно настоящих художников.

– Наше общество духовно обеднело. Слышал, что уже говорят о духовной деградации населения. А что такое бездуховность? Это удаленность от Бога. Для многих из нас эта удаленность простирается на такие расстояния, что, кажется, Бога нет вообще. А «если нет Бога, то все можно», говорил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Вот эта внутренняя вседозволенность, поселившаяся внутри каждого из нас, отсутствие самоконтроля, нежелание разобраться в себе и привели к тому, что мы сегодня имеем. Подсовывая народу суррогат, его попросту уводят от искусства. Никого не интересуют работы мастеров, людям нужно дешевое сиюминутное развлечение. Хлеба и зрелищ! А если есть спрос, то будут и предложения. Круг замкнулся.

Однако я верю, что так не будет всегда. Рукописи не горят! И если сейчас вдруг из-за пены не видно мастера, то о нем рано или поздно все равно узнают. Большое видится на расстоянии.

– Умение творить, – это исключительно дар божий или любой человек при желании может развить в себе способности?

– Кто-то сказал, что все люди рождаются талантливыми. Но каждый талантлив по-своему. У кого – то получается писать, у кого-то рисовать, у кого-то строить, решать уравнения, постигать законы природы, учить. Задача родителей, педагогов – своевременно увидеть эти таланты и развить их. Задача молодых людей – не закопать взращенные таланты в землю.

Но есть среди талантливых людей и совершенно выдающиеся, чьи таланты поистине огромны. Таких людей немного, но именно они становятся олицетворением эпохи, в которую жили и творили. Для Золотого века было достаточно двух-трех титанов, таких, как Леонардо, чтобы человечество обозначило этот век как Золотой. Если любой талант – это дар Божий, то великий талант, позволяющий человеку творить на века, – тем более бесценный дар Творца.

– У меня вопрос о сюрреализме. Согласись, очень странное для обывателя направление в искусстве. Но притягательное. Сюрреализм привлекает публику своей фантасмагорией, необычностью, иногда какой-то спутанностью. Многим – повод пофилософствовать, помудрствовать.

– Сюрреализм – понятие очень сложное. Он затрагивает подсознание, то есть то, чему до сих пор нет объяснения. Немало художников творили и творят в сюрреалистическом направлении. Они пытаются придать форму своим сновидениям, инстинктам. Это и своеобразный анализ ощущений. Правда, кто-то этой манерой пытается просто противопоставить себя традициям, имеет желание шокировать публику, а кто-то, наоборот, пребывает в творческом поиске, пытается показать изнаночную сторону реализма или вообще стремится подняться над реализмом. Кстати, сюрреализм так и переводится с французского – сверхреализм.

– Ты написал 28 портретов президентов – уж не знаю, кто еще может сравниться с тобой в этом! А писал ли ты портреты православных иерархов?

– Конечно. Я написал портрет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для меня это очень многое значит. Писал портреты священников. У меня много картин на Евангельские и ветхозаветные темы. Должен сказать, что все самые сильные сюжеты в живописи – это, безусловно, сюжеты из библейской темы. Еще я пишу иконы и передаю их в дар церквам. Написал икону Святого великомученика Георгия Победоносца и отправил ее президенту Джорджу Бушу. В ответ получил от американского президента благодарственное письмо.

– А как же тогда говорят, что Никас – атеист, Никас – безбожник, чуть ли не богохульник?!

– Я верующий человек, христианин. Однако, как и все люди, допускаю ошибки, которые возникают в ходе познания мира. Но я исправляюсь, пересматриваю свои позиции, меняюсь внутренне и вновь иду вперед. И вновь ошибаюсь. Увы, людей часто заносит в крайности, художников – особенно. Но как иначе познать мир? Только методом проб и ошибок. А то, что меня ругают… Мне очень близки слова блаженного Августина, который говорил: «В главном единство, в спорном свобода, во всем – любовь». Так я и стараюсь жить.

– По-настоящему большие художники принадлежат всему человечеству. Значит ли это, что понятие «русский художник» в этом контексте теряет свой смысл?

– Творчество таких великих художников как Пушкин, Байрон, Шекспир, Данте, Гете, конечно же, выходит за рамки какой-то одной национальной культуры. Но нельзя забывать о том, что эти художники родились и воспитаны каждый на своей земле. Проблема, которую они затрагивают в своем творчестве, актуальна для всего человечества. Но сделать это так, как никто другой сделать не может, позволяют им дух, который они впитали с молоком матери, и земля-кормилица. Они вросли в нее своими корнями и постоянно получают от нее животворную влагу. Лиши художника этих корней, связывающих его с родной землей, и он окажется бесплодным. Животворная влага перестанет его питать, наступит духовный голод. В результате его творения не найдут отклика в сердцах миллионов людей.

– А ты можешь назвать себя русским художником?

– Я люблю Россию. Моя родная земля дает мне мощный заряд энергии, позволяющей творить. Где бы я ни находился, и чтобы ни делал, я делаю, опираясь на веру, историю, культуру и традиции свой страны. Я стопроцентно русский художник.