Большинство из нас не представляют себе жизни без лекарств. Те, чью жизнь каждый день спасает таблетка – тем более. В ОГУП «Фармация» понимают всю меру своей ответственности, поэтому уже сегодня вводят в действие антикризисный план – иначе может быть поздно. О том, что происходит с лекарственным обеспечением Ульяновской области и чего нам ждать, «Молодежке» рассказала Ирина Балицкая, директор ОГУП «Фармация».

Ирина Альбертовна Балицкая родилась в Башкирии, в семье потомственных врачей.

Выпускница Оренбургского фармучилища и Пермского фарминститута.

Начинала трудовой путь санитаркой санэпидемстанции. Общий фарм.стаж – 27 лет, из них 17 – на руководящей должности.

– Ирина Альбертовна, ОГУП «Фармация» – один из крупнейших поставщиков лекарств в Ульяновскую область. Есть ли сегодня риск, что льготники не дождутся положенных им препаратов?

– Давайте начнем с начала. ОГУП «Фармация» в этом году выиграла конкурс на поставку и обслуживание рецептов только региональным льготникам. Поставщик по так называемым федеральным льготам – другой, и мы только отпускаем по рецептам то, что нам привезут. Поэтому отвечать я могу только за свое предприятие. Ситуация действительно критическая ввиду недостаточности средств, но, надеюсь, перебоев с поставками не будет.

– Что значит «ввиду недостаточности средств»?

– На сегодняшний день задолженность лечебных учреждений Ульяновской области перед ОГУП «Фармация» составляет более 80 миллионов! Ситуация крайне взрывоопасная. Я не знаю, что будет завтра, и как мы будем рассчитываться с поставщиками, если этот долг нам не погасят. Ведь в любой момент оптовые фирмы могут начать отпускать лекарства только по предоплате, и нам не на что будет их купить. Пока они входят в наше положение и терпеливо ждут, когда мы с ними рассчитаемся. Я благодарна им за понимание.

– То есть пока потребителей эти проблемы не коснулись?

– Это как сказать… Заходя в наши аптеки, покупатель может получить отказ. Почему? Отвечаю сразу всем. Это не потому, что у нас неграмотные специалисты, и не потому, что мы не знаем, какие лекарства нужны. Но ситуация складывается так, что мы встали перед выбором – держать розничный ассортимент или закупать препараты для больниц, в том числе и такие эксклюзивные, как вакцины, сыворотки, наркотические средства, спирт, за которые производители требуют предоплату. Естественно, выбор очевиден. Ведь в любой ситуации мы не можем оставить область без этих лекарств. А ни одна коммерческая структура не возьмет на себя такие обязательства.

– Как сейчас решается эта проблема?

– Сейчас мы приостановили поставку в больницы готовых лекарственных форм, но жизненно-важные продолжаем поставлять в полном объеме. Да, мы знаем, что затягиваем все туже петлю на своей шее. Ведь мы не сможем обеспечить в полном объеме розничный ассортимент в наших аптеках. Но мы не можем остановить лечебный процесс в больницах – и в этом наша социальная ответственность. Дело в том, что наше предприятие должно полностью себя содержать, как и частные аптечные сети. Отличие в одном: коммерческие сети закупают лекарства и тут же их продают, а разница в цене сразу засчитывается в прибыль. Мы же несем очень большую социальную нагрузку. Обеспечив больницы и больных по льготным рецептам лекарствами, мы потом годами ждем, когда нам вернут деньги. Иногда долги нам «прощают»…

На наших складах хранятся и все наркотические лекарственные препараты, имеющиеся в области. Частным аптекам просто невыгодно их продавать, ведь для этого требуются специально оборудованные помещения, дополнительная охрана. Арифметика простая. В месяц аптека таких препаратов отпускает рублей на тысячу-две, а обеспечение безопасности хранения и транспортировки обходится в 20 тысяч. Мы же обязаны нести эти затраты.

Получается, ОГУП «Фармация» должно заработать кусок хлеба и тут же поделиться им со всеми, кому нужна помощь. Быть в этом прокрустовом ложе – не сахар.

– В чем еще социальная нагрузка государственной аптечной сети?

– Из 26 наших аптек 19 – убыточны, они не окупают себя, а только содержатся за счет оптового склада. Мы не можем их закрыть, потому что эти аптеки находятся в удаленных районах, и люди там останутся без лекарств вообще. Кроме того, мы открываем аптеки там, где их содержание нерентабельно. Например, недавно такой аптечный пункт открылся на Опытном поле. Также ради жителей Нижней Террасы мы сохранили производство в аптеке №6, хотя она работает в убыток. И таких примеров множество.

– Насколько мне известно, были какие-то проблемы с лицензированием аптечного пункта на Опытном поле…

– Да, это так. В общих чертах: получилось, что на Опытном поле, учитывая, что это частный сектор и объем товарооборота не будет превышать 20 тыс. рублей в месяц, мы оборудовали пункт площадью 10 кв. м. Но ульяновский Росздравнадзор, исходя из формальных соображений, отказал нам в лицензии, заявив, что площадь пункта недостаточна, и здесь можно открыть лишь киоск, в котором можно продавать только зубную пасту да активированный уголь. Когда людям нужны сердечно-сосудистые препараты, от бронхиальной астмы, от ревматизма -это бессмысленно. А большие площади мы не потянем финансово. Подчеркну, что мы должны, кроме прочего, содержать себя сами, а этот аптечный пункт ежемесячно будет давать 15 тыс. руб. убытка. Ни одна коммерческая фирма не согласилась открыть там аптечную точку. Лично для меня остается вопросом, чьи интересы в данном случае отстаивает Росздравнадзор, тем более, что чуть более года назад тот же Росздравнадзор выдал лицензии 10 таким же аптечным пунктам ОГУП «Фармация», но с гораздо большим товарооборотом. Поэтому лицензию нам выдали только через 3 месяца – после передачи полномочий Министерству здравоохранения Ульяновской области, которому небезразлично доступное лекарственное обеспечение населения.

– Еще одним поводом для отказа в лицензии стало ненадлежащее хранение…

– Не совсем так. Лицензия уже имелась. Проверка застала момент получения товара, и препараты,которые якобы могли пострадать без специальной холодильной камеры – это настойка перца и боярышника, качество которых после проведенной независимой экспертизы было подтверждено. Кстати, из этических соображений мы отказались от этих средств. Теперь эти настойки у нас продаются только фасовкой по 25 грамм.

– Получается, как в поговорке: по закону – правильно, по сути – неверно…

– К сожалению, очень часто закон можно трактовать двояко, или же разные нормы могут противоречить друг другу. Так происходит и со льготными лекарствами.

Мы не имеем права отпускать препараты сверх того, что получаем от поставщика, выигравшего конкурс, по заявке лечебного учреждения. Оформление заявки – очень трудоемкий, кропотливый процесс, в котором участвуют все – от участкового врача до Министерства здравоохранения. Аптеки – только конечный пункт. Если врач поликлиники выписывает рецепт на препарат, которого не было в заявке, мы не получим его ниоткуда. По 94-му федеральному закону, мы не имеем права отклоняться от заявки. Однако есть 110-й приказ Минздрава, согласно которому рецепт должен быть обслужен в течение десяти дней. За невыполнение этого приказа нас наказывает прокуратура, а мы не можем этого сделать, потому что федеральный закон превыше, и отпущенное по такому рецепту лекарство из своих запасов нам никто не оплатит. И пока это противоречие устранить некому. В других областях такая же проблема, и я надеюсь, что в ближайшем будущем эта ситуация разрешится.

– в скором времени ОГУП «Фармация» изменит свой статус. В связи с этим многие говорят о том, что предприятие уйдет с молотка. Что происходит на самом деле?

– В 2001 году был принят закон, согласно которому все госпредприятия должны были изменить свою организационно-правовую форму. Сначала оговаривался срок до 2006 года, потом он был продлен до 2010-го. По плану приватизации, утвержденному Законодательным Собранием области, ОГУП «Фармация» должно стать ОАО в 4 квартале 2008 г., и акционирование идет к завершению. Однако все 100% акций останутся у государства, поэтому нашим клиентам не о чем волноваться – их эти изменения не коснутся.

– Понятно, что сложностей много. А чем вы гордитесь?

– Тем, что в Ульяновской области удалось сохранить ОГУП «Фармация». В тех регионах, где уничтожили государственную сеть аптек, возникают большие проблемы с лекарственным обеспечением и решением социальных задач.

Еще один повод для гордости – модернизация нашего комплекса. Все наши аптеки требуют ремонта, начиная со смены коммуникаций и заканчивая сменой всего оборудования. В этом году специально по нашему заказу были изготовлены 3 установки для очистки воды, применяемой при изготовлении лекарств в аптеках. Стоимость одной такой установки 400 тыс. руб. Аптеки дополнительно оснащаются холодильниками, кондиционерами, компьютерами. Завершается переход наших аптек на компьютерный учет продаж. Отремонтированы 3 аптеки, в 4-х поменяли торговое оборудование. Закуплены дополнительно 3 холодильных камеры общим объемом 255 кубометров. Здесь хранятся все вакцины, сыворотки и препараты, требующие спецусловий, в том числе и те, которые поступают в область в рамках нацпроекта «Здоровье». Завершается капитальный ремонт склада.

Это большая удача, что в самые сложные времена нам удалось сохранить коллектив, что люди не побоялись трудностей и остались верны своему предприятию. Да, от сложностей никуда не деться, но я благодарна и губернатору, и министру здравоохранения, и министру по управлению имуществом области за то, что они понимают ситуацию и оказывают нам всяческое содействие.

– Ваши пожелания читателям?

– Здоровья, здоровья и еще раз здоровья. Чтобы в аптеку вы приходили только за витаминами!

СПРАВКА «МГ»

ОГУП «Фармация» – один из крупнейших аптечных складов в Ульяновской области. В 2006 году к предприятию была присоединена аптечная сеть, куда в настоящее время входят 26 аптек и 18 аптечных пунктов. Из них в 10-ти аптеках действует производство по изготовлению лекарственных препаратов. В том числе в аптеке №189, расположенной на территории областной детской больницы, причем это единственный комплекс по производству лекарств в Ульяновской области, максимально приближенный к международному стандарту GMP.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ФАЛЬШИВЫМИ ЛЕКАРСТВАМИ

Все медикаменты, поступающие в ОГУП «Фармация», проходят через отдел контроля качества. Если возникают сомнения в подлинности лекарственного средства, его отправляют на анализ в ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», которое располагается по адресу: пр-т Нариманова, 15. Только после положительного заключения экспертов лекарство может поступить в продажу. Сюда же может обратиться каждый, кто не уверен, что приобрел подлинный препарат.

Нина КАШИНА