1 декабря во всем мире отмечается День борьбы со СПИДом. На актуальные вопросы о ВИЧ-инфекции отвечают волонтеры Центра психолого-педагогической реабилитации УлГУ.
— Какие симптомы могут возникнуть при заражении ВИЧ-инфекцией?
Марина Авдеенко, студентка медицинского факультета УлГУ, стаж волонтерской деятельности три года:
— ВИЧ — очень хитрый и непростой вирус. Даже находясь в организме человека, размножаясь в нем, у многих он не вызывает никаких признаков заболевания. Однако выделяют пять стадий, во время которых возможен ряд клинических проявлений. В период “окна” вирус никак себя не выражает, а в латентный период единственным симптомом будет стойкое увеличение лимфатических узлов, они становятся плотнее, но безболезненные. Терминальная стадия — СПИД — характеризуется развитием сопутствующих различных инфекций, например туберкулеза, гриппа и т.д.
— Существует ли эффективное лекарство от ВИЧ?
Ирина Ютяева, студентка факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, год увлечена волонтерством:
— На сегодняшний день для лечения ВИЧ/СПИД применяются антиретровирусные препараты. Они воздейс- твуют конкретно на ВИЧ, блокируя действие его ферментов и тем самым не давая вирусу размножаться. Антиретровирусная терапия (АРВТ) не дает полного излечения от ВИЧ-инфекции, однако позволяет подавить вирус до низкой степени его концентрации. Тем не менее внутриклеточно он остается.
-Какова стоимость лекарственных препаратов, продлевающих жизнь больному СПИДом?
Артем Алиазгаров, студент факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, занимается год волонтерством:
— Противовирусные препараты весьма дорогостоящи, но лечение больных осуществляется бесплатно (по месту регистрации).
— Кто такие СПИДофобы?
Надежда Галкина, студентка ИЭиБ, год успешно занимается волонтерской деятельностью:
— Многие люди беспокоятся, что у них ВИЧ, даже если получили отрицательный результат анализа и поведение их нельзя назвать рискованным. Таких людей у нас называют СПИДофобами, а на Западе — “озабоченными здоровыми” (“worried well”). Слово “здоровые” в данном случае означает, что у человека нет ВИЧ-инфекции (хотя у него/нее могут быть другие заболевания). Реальная проблема “озабоченных здоровых” обычно не медицинского, а психологического характера – депрессия, повышенная тревожность, сильное чувство вины; фобии, иррациональные страхи и другое. Эти психологические проблемы может выявить и правильно диагностировать только квалифицированный психолог или врач.
— Когда и как можно определить, что человек болен ВИЧ?
Надежда Лебедева, студентка факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, стаж волонтерской деятельности три года:
— Только врачи могут определить, болен человек ВИЧ или нет. Это становится возможным спустя 3–4 месяца после самого заражения, когда проходит так называемый “период окна”, во время которого вирус уже находится в организме, но анализы ничего не показывают. При этом человек уже способен заразить других людей. Лучше всего, сдав анализ на ВИЧ и получив отрицательный результат (ВИЧ не обнаружен), подождать три месяца и сдать анализ вновь.
— Существует ли невосприимчивость к ВИЧ?
Анастасия Ревенкова, студентка медицинского факультета УлГУ. Четыре года активно занимается волонтерской деятельностью:
— Действительно, существует популяция людей, для которых ВИЧ-инфекция не страшна. Хотя различия в ДНК между отдельными индивидуумами составляет всего 0,1%, но именно они все и определяют. Выяснилось, что у здоровых людей, несмотря на их постоянные тесные контакты с ВИЧ-положительными, образуется видоизмененный (мутантный) белок CCR5, который вместе с CD4-рецептором принимает участие в проникновении вируса в клетки. Мутантный белок CCR5, в отличие от обычного, не способен взаимодейс- твовать с вирусными частицами, а в результате вирус не может проникнуть в клетки. Самый высокий уровень невосприимчивости существует у представителей финно-угорской группы: финнов, эстонцев, венгров, мордвы. Достаточно много подобных людей среди населения Северной Европы, на юге и на востоке их число существенно меньше.
— Должны ли ВИЧ-инфицированные юноши служить в армии?
Артем Левицкий, студент факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, год занимается волонтерством:
— Нет. Согласно приложению к Положению о военно-врачебной экспертизе, ВИЧ-инфицированные признаются негодными к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу и прохождении военной службы по призыву. В случае прохождения военной службы по контракту граждане с ВИЧ могут быть признаны годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными или их годность к военной службе может определяться индивидуально. В случае же выявления у них ВИЧ-инфекции во время прохождения службы они подлежат демобилизации.
— Многие не знают, что преднамеренное заражение ВИЧ-инфекцией наказуемо.
Светлана Сандимирова, студентка факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, стаж волонтерской деятельности три года:
— Согласно статье 122 “Заражение ВИЧ-инфекцией”, части 2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за: 1) заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией; 2) заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни; 3) заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
— Правда ли, что риск заразиться ВИЧ-инфекцией выше у женщин?
Наталья Филиппова, студентка факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, четвертый год активно занимается волонтерской деятельностью:
— Действительно, при половом контакте риск заражения для женщины в 2–3 раза выше, чем для мужчины. К тому же некоторые женщины могут стать жертвами мужской безответственности в плане незащищенного полового акта. Именно поэтому женщинам следует самим заботиться о своем здоровье и способах предохранения.
— Должны ли сообщать о том, что человек ВИЧ-инфицирован, его родителям, членам семьи или по месту работы?
Кристина Сандркина, студентка факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, три года увлечена волонтерской деятельностью:
— Нет. Не только не должны, но и не имеют права, так как это разглашение медицинской тайны, которое может быть наказано лишением свободы до двух лет, о чем иногда стоит напомнить некоторым медработникам. Исключение составляют случаи, когда ВИЧ-инфицированный — несовершеннолетний, тогда его диагноз обязательно сообщают родителям или лицам их заменяющим.
— Известна ли какая-то статистика о ВИЧ-инфицированных в Ульяновской области?
Эльвира Исмагилова, студентка ИЭиБ, год занимается волонтерской деятельностью:
— Число ВИЧ-инфицированных жителей Ульяновской области за период с 1987 года по настоящее время составило 8396 (639,8 на 100 тыс. населения). Из них умерли 1174 человека. Причем, по данным Федерального Центра СПИД, к 1.07.2007 г. наш регион занимал десятое место по РФ и третье место по Приволжскому федеральному округу по числу ВИЧ-инфицированных — 7836 человек (597,0 на 100 тысяч населения) , умерли на тот момент 844, в стадии СПИДа находились 359 человек. Удельный вес молодежи в возрасте от 15 до 30 лет составлял 80,32%. В стадии СПИДа на 1 июля 2008 года находятся 599 человек.
— Куда в нашем городе обращаться людям, столкнувшимся с проблемой ВИЧ/СПИД?
Анна Филимонова, студентка юридического факультета УлГУ, представитель группы «Опора» (люди, живущие с ВИЧ/СПИД), год занимается волонтерством:
— Безусловно, в нашем городе есть такие организации. Во-первых, ГУЗ «Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», находящийся по адресу: пр-т Нариманова, д. 11. Во-вторых — Консультационный пункт «Равный-Равному» работает по понедельникам, средам и пятницам с 10.00 до 14.00 (конференц-зал) по адресу: пр-т Нариманова, 11, телефон доверия (8422) 464239, клинико-диагностическое отделение (8422) 464202.
— Какова первая квалифицированная помощь при заболевании ВИЧ?
Ольга Скогорева, студентка юридического факультета УлГУ, год увлечена волонтерской деятельностью:
— Очень важно оказать психологическую помощь человеку, поддержать морально в первые, особенно трудные, месяцы после диагноза. Это поможет человеку двигаться дальше и избежать необдуманных решений, а также депрессивных состояний. Ведь принятие и понимание нужны каждому.
— Каков риск передачи ВИЧ-инфекции ребенку? От чего он зависит?
Настя Макарова, студентка ИЭиБ, год занимается волонтерской деятельностью:
— Состояние здоровья матери, ее полноценное питание. Воспаление или преждевременный разрыв околоплодных оболочек — повышенный риск передачи ВИЧ новорожденному. Многие исследования показали, что при кесаревом сечении, особенно если оно производится до разрыва околоплодных оболочек, риск рождения ребенка с ВИЧ снижается. Применение АЗТ во время операции позволило еще более снизить процент рождения детей с ВИЧ. Матерям с ВИЧ не рекомендуется вскармливать детей грудью, поскольку при этом повышается риск передачи ВИЧ. Таким образом, вероятность рождения здорового ребенка от ВИЧ-положительной матери достаточно велика.
— Должны ли ВИЧ-положительные люди быть изолированы от нормального общества?
Леонид Диденко, студент факультета гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ, год увлечен волонтерской деятельностью:
— Прежде всего, что вы понимаете под нормальным обществом? Я считаю, что ВИЧ-положительные люди такие же нормальные, как и все, просто ввиду каких-то обстоятельств заразившиеся этой страшной болезнью. Я также думаю, что ущемление их прав и последующая изоляция ни к чему не приведут, а только разовьют дискуссию в обществе. Еще я думаю, что нужно делать все, чтобы ВИЧ-положительные люди жили такой же обычной жизнью, как и все те, кому повезло больше, чем им. Я считаю, что общество не должно отворачиваться от них, а наоборот необходимо повышать уровень сознательности и солидарности с ними.