Его ставят под контроль губернатора

Руководство Ульяновской области готовит региональную муниципальную реформу. Если предлагаемая схема будет реализована, то в области не останется глав местного самоуправления, избранных прямым голосованием.

В Ульяновской области идет подготовка к реорганизации местного самоуправления в регионе. На прошлой неделе стало известно, что в администрации области готовится план, по которому главы всех муниципальных органов власти должны будут уйти в отставку. Далее экс-глава муниципалитета станет сити-менеджером, а бывший руководитель администрации получит место первого заместителя муниципального главы. Последней должности в муниципальных образованиях на данный момент не существует. При этом всем муниципалитетам рекомендуется внести поправки в уставы, согласно которым все главы МО — депутаты должны работать на непостоянной основе, то есть на общественных началах (сейчас все они получают зарплату за свой труд).

Такая же схема — добровольная отставка — предлагается и для трех муниципалитетов области, где еще сохранились всенародные выборы главы,— города Ульяновска, Цильнинского и Новоспасского районов. По мнению источника “Ъ” в областной администрации, именно для них и готовится реорганизация муниципальной власти в регионе: “Губернатор не против местного самоуправления, но оно должно быть управляемым, чтобы ресурсы, в первую очередь финансы, земли, имущество, не вышли из-под его контроля”. Впрочем, глава Цильнинского района Ханяфи Рамазанов заявил, что он не намерен исполнять предложенный правительством план и не допустит роспуска совета депутатов. А в Ульяновске была сформирована инициативная группа, которая начинает подготовку документов по организации референдума с целью сохранить выборы мэра через всенародное голосование.

Инициатива ульяновских властей формально не противоречит законодательству.

Законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” предусматриваются две модели организации местной власти. Мэр муниципального образования (МО) может избираться на прямых выборах. Вторая модель предполагает избрание мэра из числа депутатов представительного органа власти, и тогда “на хозяйство” ставится нанятый депутатами на конкурсной основе сити-менеджер, а мэр становится политическим руководителем. По информации Министерства регионального развития, в 2008 году на муниципальных выборах избиралось 69% глав МО, из состава депутатов — 31%.

Однако исследование, проведенное Институтом проблем экономики переходного периода в 2005-2008 годах, по словам эксперта института Нины Мироновой, показало, что структура органов МСУ, предусматривающая назначение руководителя местной администрации по контракту, позволяет вести “мягкое” наступление на выборность мэров и формировать муниципальную власть ради сохранения удобства регионального управления на данной территории.

Глава комиссии Общественной палаты по развитию регионов Вячеслав Глазычев сказал “Ъ”, что контрактные отношения с управленцем позволяют держать его в рамках, даже если он ставленник губернатора. По мнению господина Глазычева, “в конечном итоге местное самоуправление “продавливается” не этим, а тем, что “финансовый аркан” в руках губернатора, и совершенно неважно, как устроена местная власть”.

За последние несколько месяцев руководство Ульяновской области выступило с несколькими оригинальными управленческими инициативами. Так, в июле кандидатов на замещение должностей министров областного правительства обязали проходить предварительное согласование на президиуме регионального отделения “Единой России”. В октябре было объявлено об учреждении поста уполномоченного по борьбе с коррупцией — этот институт не имеет аналогов ни в других российских регионах, ни на федеральном уровне.

В октябре же руководство области одним из первых объявило о сокращении управленческого аппарата. Вместе с сотрудниками администрации под минимизацию расходов попали и депутаты областного заксобрания. Количество депутатов, работающих на постоянной основе, должно было сократиться с одиннадцати до трех. Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев считает, что “фактически в Ульяновской области ведется системная работа по авторизации политического режима: все иные политические институты, кроме областной администрации, ослабляются”.

Сергей Ъ-Титов, Ульяновск; Наталья Ъ-Городецкая

Способ избрания главы Доля всех МО в % 2006 2008

Избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию 28.2 66.3

Избирается на муниципальных выборах и возглавляет представительный орган 6 2.7

Избирается из состава депутатов и возглавляет представительный орган 17.5 нет данных

В сельских поселениях возглавляет одновременно местную администрацию и представительный орган 48,5* 57,5*

*Способ избрания глав сельских поселений не указан.

Данные Института экономики переходного периода.