Ежегодно только в Ульяновске регистрируется около 15 тысяч автомобилей. При этом утилизируется старых – единицы. Большинство развалюх гниют в гаражах или под окнами, другим находят новое применение предприимчивые люди.
Машина, которая утратила способность передвигаться и которую хозяин не видит смысла восстанавливать, по идее должна направляться в утиль. Так поступают на Западе. Но не у нас. В стране нет закона, регламентирующего порядок вывода транспортного средства из обращения с дальнейшей его переработкой.
Как пояснили в УГИБДД по Ульяновской области, любой автовладелец, придя к ним, может подать заявление с просьбой утилизировать свою машину. Для этого автомобиль необходимо снять с учета, предоставить паспорт автовладельца, свидетельство о регистрации ТС (ПТС), техпаспорт, талон о прохождении техосмотра и заявление. При этом сам автомобиль доставлять в МРЭО УГИБДД не нужно. Заявление об утилизации примут бесплатно (заплатить нужно будет только за снятие авто с регистрации).
Заявлений таких в автоинспекцию поступает немного, тем более что самой утилизацией старых машин ГАИ не занимается и не отслеживает дальнейшую судьбу списанных автомобилей. Не существует в городе и предприятия, которое организовало бы данную работу. Предполагается, что владелец сам доставляет авто на пункт приема лома. Но дело не стоит того: на это нужно будет потратить уйму времени и денег – если автомобиль не на ходу, для него потребуется эвакуатор. На деле приговоренное ТС так и остается на своем месте в ожидании исполнения приговора либо находит свой последний приют на свалке или в ближайшем пруду.
Убирать брошенные на улице машины является обязанностью муниципальных служб, но они этим не занимаются, потому что нет соответствующей нормативноправовой базы и просто потому, что занятие это неблагодарное. Но порядок существует. В случае обнаружения такого автомобиля работники муниципальных служб совместно с милицией его описывают и пытаются вычислить хозяина (если нет госномеров, фиксируются номера двигателя, кузова, шасси). Сведения направляются в ГИБДД, где по собранным данным пытаются установить владельца. Если это сделать удалось, на его адрес направляется письмо с требованием вплотную заняться своим имуществом. В случае, если тот не ответил в течение трех месяцев, брошенный автомобиль отправляется на штрафстоянку (об этом автовладельца извещают отдельно). Там брошенный автомобиль ждет своего хозяина еще полгода и, если он не объявляется, отправляется на металлолом. При этом все расходы за эвакуацию, хранение и утилизацию машины предъявляются самому автовладельцу. После этого, как правило, хозяин все же объявляется, но уже с претензией в адрес муниципалитета, который позволил себе распоряжаться его имуществом. В случае судебного разбирательства победителем, скорее всего, окажется автовладелец.
Тем машинам, от которых хозяева не спешат избавляться, находят новое применение. В частности, в последнее время не способные передвигаться автомобили используют в качестве охранной будки организаторы ночных парковок. Таким сторожкам районные власти объявили войну, но, убранные с одного двора, они перекатываются в соседние. Как рассказала замглавы Засвияжского района Ольга Харитонова, пока такие машины удается убирать силами самих владельцев. Но обязать это сделать могут лишь в том случае, если хозяин автомобиля не прописан в том доме, рядом с которым оставлена машина.
Вадим ПИЛЮКОВ