Телевизор есть в каждом доме. Без него уже не представляется современная жизнь. А знаете ли вы, что телевизор был придуман нашим земляком еще в начале XX века? И мы не знали, пока не побеседовали с директором краеведческого музея Мариной Владимировной Ивлиевой. На днях она вернулась из Нижнего Новгорода, где выступила с докладом на научном семинаре «История науки и техники: музейные исследования»

– Марина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о семинаре.

– Все началось с выставки «Старое радио нашей родины», которая сейчас экспонируется в музее. Владелец коллекции, Александр Гнатуш, кстати, он также участвовал в прошедшем семинаре, рассказывал о своей коллекции. Коллекция на самом деле уникальная, дорогостоящая. Ни один музей, тем более краеведческий, не может содержать такую выставку. Все радиоприемники находятся в рабочем состоянии, многие имеют свою историю. Ведь радио в советское время фактически было единственным способом связи. Конечно, везти всю коллекцию на семинар (а это около 300 экспонатов) – удовольствие не из дешевых, поэтому участникам демонстрировались слайды. Так вот, эту коллекцию мы представили для участия в конкурсе, который проводился частным фондом Дмитрия Зимина «Династия». Конкурс мы выиграли, на средства, которые получили от гранта, была закуплена современная оргтехника, у музея есть теперь свой сайт в Интернете, где мы можем общаться и рассказывать о себе. То есть все деньги были использованы на 120 процентов. Даже некоторое выставочное оборудование приобрели. После этого нас стали замечать. И вот в этом году приходит письмо с приглашением выступить на научном семинаре в Нижнем Новгороде, в музее науки «Нижегородская радиолаборатория». Этому музею 2 декабря исполнилось 90 лет. Ровно 90 лет назад из здания, где находится сейчас «Нижегородская радиолаборатория», впервые была осуществлена голосовая радиосвязь. Сеанс связи провел известный российский инженер, радиотехник Бонч-Бруевич. Поэтому семинар был посвящен музейным исследованиям в области науки и техники.

Для участия в семинаре мы начали собирать информацию по истории радиосвязи в нашем крае. И в одной радиопередаче я услышала о Ефиме Евграфовиче Горине, создателе «аппарата дальновидения». Вообще он проживал в Симбирске, но в период с 1901 по 1904 год жил в Мелекессе. Работал в ремесленных мастерских (сейчас это здание Мелекесского агролицея), прямо по соседству с нашим музеем, в здании которого тогда располагался сиротский приют. Кстати, на крыше музея на центральной пике была закреплена мачта для слушания радио Москвы через приемник. Это была первая связь с Москвой (в период с 1917 по 1920 год).

– А подробнее о Горине что известно?

– Ефим Горин вырос в семье крепостных крестьян, сам был крестьянином. Изобретать начал с детства. Например, в 1915 году было запатентовано его изобретение «Способ изготовления говорящих предметов». Изобретение было сделано в 1902 году в нашем городе, но отсутствие средств отсрочило получение патента.

4 сентября 1915 года статья «Осуществленная фантастика» в газете «Симбирянин» рассказывала о «приборе передачи световых изображений на расстоянии Ефима Горина. Благодаря настоящему изобретению можно будет, сидя у себя в квартире, смотреть сеанс кинематографа. А соединив прибор с телефоном, можно будет видеть и слышать театральные представления, присутствовать на торжествах, заседаниях и т.п.».

8 мая 1923 года Горину было выдано авторское свидетельство «Способ электрической передачи видения на расстоянии с помощью сложного проволочного кабеля». Аппарат был придуман еще в 1901 году в Мелекессе, но за недостатком средств не был заявлен к патентованию до 1921 года, а свидетельство получил спустя еще 22 месяца!

В 1915 году Ефим Горин ослеп, но даже это не помешало ему продолжать заниматься делом всей жизни – изобретательством. А история его болезни очень интересна и поучительна.

В одном источнике указывается, что, по словам Максима Горького (с которым Горин встречался несколько раз), Ефим Евграфович как-то приходил к нему один раз с нормальным зрением, а потом, спустя несколько месяцев, пришел «с потухшим взором». Горин рассказал Горькому, что никогда раньше не посещал питейные заведения. Но что-то в то время его раздосадовало, и он решил зайти в чайную. Там он выпил стакан «паленой» водки, денатурата, и наутро «черная бархатная пелена закрыла глаза».

– Очень похоже на русского человека…

– Такие мозги дал Господь человеку, невероятно!.. На семинаре докладчики из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Ижевска, Казани рассказывали о выдающихся физиках, инженерах, изобретателях, радиотехниках: Попове, Лосеве, Бонч-Бруевиче… Университеты, лаборатории… Сливки технической мысли. А это тут, у нас, в глубинке, с двумя классами образования!.. А если бы у него было университетское образование? А если бы он не потерял зрение? Санкт-Петербургский центральный музей связи, Московский политехнический музей просто поздравляли меня с этим открытием.

– Даже в таких крупных музеях не было известно о Горине?

– Да. И мне теперь самой хочется побольше узнать об этом человеке. Как оцениваются его достижения, насколько они востребованы и новы? Как сейчас относятся к тем его находкам, к тем изобретениям, которые он сделал? Он ведь перешагнул свое время! Первый советский телевизор с диском немецкого инженера Нипкова был создан на Ленинградском заводе имени Козицкого только в апреле 1932 года. В 1907 году профессору Петербургского технологического института Борису Розингу удалось теоретически обосновать, как с помощью электронно-лучевой трубки получить изображение. Он считается «отцом» самой первой в мире телевизионной «передачи», полученной 22 мая 1911 года, – на небольшом экране светилась неподвижная точка. А «дальновидение» Горина родилось раньше!

– Доклад произвел сенсацию?

– Можно сказать и так. Конечно, сенсацией это назвать нельзя. Но о таких серьезных открытиях на семинаре больше никто не говорил. Причем все факты из жизни Ефима Горина подтверждены документально. В частности, я привезла на семинар копию авторского свидетельства на изобретение телевизора, выданное Ефиму Горину в 1935 году. «Устройство для приема дальновидения» – так тогда назывался телевизор. Это свидетельство было выдано Бюро новизны комитета по изобретению при Совете труда и обороны СССР. Еще одно авторское свидетельство на изобретение №56958 выдано за изобретение им «Приемного телевизионного устройства». Вообще, Е.Горину только на изобретения в сфере телевидения было выдано десять патентов. По фототелеграфии – два патента, по электрофотографии – одиннадцать патентов. Всего Горин получил около трехсот патентов и авторских свидетельств на изобретения! Даже говорящее устройство для объявления остановок в метро или автобусе – его изобретение! И рекламные щиты с автоматической сменой изображения, которые сейчас установлены во всех городах, в том числе и в Димитровграде – тоже!.. О Горине есть книга, ее выпустил в Ульяновске некий Авдонин, но она вышла тиражом всего в 150 экземпляров, ее практически никто не видел. В Димитровграде этой книжки нет. Я ее нашла в Ульяновской областной научной библиотеке. И из специалистов по истории телевидения мало кто знает об этом человеке.

Но в моем докладе речь шла не только об этом замечательном изобретателе. Доклад назывался «Поиск нового лица краеведческого музея». Очень остро сейчас стоит вопрос о том, как сделать музей привлекательным, современным и востребованным. О том, как, будучи периферийным краеведческим музеем, попытаться встать на новые рельсы и идти в ногу со временем. Этой весной Димитровградский краеведческий музей с проектом «Старое радио нашей страны» уже выступал в Тольятти на межрегиональном фестивале, посвященном Дню музеев. И нашу работу очень высоко оценили: музей получил диплом «За поиск нового лица музея» и оказался в пятерке лучших, хотя участие в конкурсе принимало несколько десятков музеев. Вообще, это первое условие работы музея – общение с коллегами, обмен опытом и знаниями. Нужно все время корректировать свою работу. Сейчас происходит переоценка исторических событий. Законодательная база, регламентирующая работу музеев, устарела. И в этих условиях выжить без общения и обмена опытом музею просто невозможно. Нужно работать современно. Хотя я человек немного в другом возрасте, но остро чувствую несовременность. Мне это претит. История – это организм живой, это не нафталин. Поэтому мне было чрезвычайно интересно участвовать в нижегородском семинаре. Учиться нужно постоянно.

– Семинар собрал большое количество крупных музеев. Какие еще выступления вам запомнились?

– Очень интересным показался открывшийся в Москве в одном из павильонов ВВЦ Музей энергии. Его представители делились опытом по созданию нового учреждения. Это интересно еще и тем, что в последнее время в России открывается очень мало музеев. И каждое такое открытие становится событием. И потом – важен опыт организации подобного рода учреждений.

– После такого доклада в адрес музея, наверное, поступили новые приглашения?

– Приглашения просто посыпались. Нам предложили опубликовать доклад и наши исследования в историческом ежеквартальном приложении к журналу «Электросвязь». В следующем номере материал должен быть. Очень лестное предложение поступило от Московского политехнического музея. Димитровградскому краеведческому музею предложили вступить в Ассоциацию научно-технических музеев Российского комитета международной организации ИКОМ. Это даст нам возможность обмениваться информацией, методическими материалами, участвовать в выставках, конференциях. В Ассоциацию, в частности, входит Ульяновский музей авиации. Фактически после семинара в Нижнем Новгороде наш музей выходит на новый уровень общения. И это – результат огромной исследовательской работы всего коллектива, которая, конечно же, будет продолжаться.

А еще в наших планах – создание полноценной экспозиции «Мирный атом в нашем городе». Эта экспозиция долж-на будет способствовать популяризации истории института атомных реакторов, а также снятию некой фобии, связанной с атомной энергетикой. Мы все-таки живем рядом с крупным научным центром, НИИАРом, а практически ничего из истории института в музее нет. В ближайшее время планируем восполнить этот пробел в истории нашего города.

Фактически проект экспозиции уже разработан. И на научном семинаре в Нижнем Новгороде я рассказала о нем сотрудникам Московского политехнического музея. Идея им понравилась, они предложили прислать проект на рецензирование. Наличие подобной рецензии может дать возможность получить средства для создания экспозиции на каком-нибудь конкурсе. Даже если не удастся, экспозицию будем создавать своими силами.

Это наша история, которую мы должны знать, сохранять и передавать эти знания потомкам. А когда есть желание, оно само найдет способы воплощения.

Беседовал Павел СЛЮНЯЕВ