Сегодня в эфире все только и говорят об экономическом кризисе. Как ни печально, но и в этом кто-то может найти выгоду. Ведь это мощный фактор, который переключает внимание людей с других насущных проблем. Но и их, в свою очередь, тоже никто не отменял.
Ситуация в экологии области усугубляется с каждым днем, и требуются серьезные решительные шаги по её исправлению. Нельзя допускать, чтобы под предлогом кризиса, равно как и под любым другим, на областные природоохранные мероприятия махали рукой. Любое попустительство в сфере охраны окружающей среды непременно принесет свои негативные плоды. В то время как регион покрывается все новыми экологическими «язвами», само понятие экологии будто бы остается для властей чем-то мифическим и они по-прежнему не уделяют ей должного внимания. Неужели нужно дождаться катастрофы вместо того, чтобы сделать хоть что-то для ее предотвращения?
Кризис кризисом, но бюджет составляется далеко не профанами, и то, что в нем принимались расходные статьи на экологию, согласитесь, это не случайность, а необходимость. Только куда и на что уходят эти деньги? Создается впечатление, что они попросту сливаются вместе со сточными водами, вместо того чтобы, например, быть вложенными в строительство очистных сооружений для этих самых сточных вод.
Всем известно, что все организации и предприниматели платят определенный налог за пользование природными ресурсами, так называемую плату за негативное воздействие на окружающую среду: отходы, выбросы вредных веществ, сточные воды, канализацию и т.д. По логике, здравому смыслу и своей сути это компенсационные выплаты. То есть средства эти должны в полном объеме направляться непосредственно на реализацию природоохранных проектов, на мероприятия по уменьшению того ущерба, которому подвергается природа. Казалось бы, очевидно – предприятия платят за факт сливания грязных вод, а власть на эти деньги строит сооружения по их очистке.
Однако в действительности все происходит далеко не так. Средства от экологических налоговых сборов, поступающие в областной и муниципальные бюджеты, в основном расходуются на мероприятия, несомненно, важные, но далекие от природоохранных – водопроводы, водозаборы, канализационные сети, берегоукрепление, расчистку русел и т.д.. В существующей ситуации с экологией региона это совершенно недопустимо. Компенсационная суть экологического налога в этих условиях совершенно теряется. Нельзя заменить незаменимое. Средства, необходимые на природоохранные мероприятия в обязательном порядке должны идти исключительно на природоохранные мероприятия. Наша область сегодня в них нуждается как никогда. Это и утилизация отходов, в том числе и таких опасных, как ядохимикаты, и уборка мусора, и строительство очистных сооружений, ликвидация несанкционированных свалок – список этот можно продолжать бесконечно долго.
К примеру, в одном только городе Ульяновске около 100 несанкционированных свалок, которые требуют незамедлительной ликвидации. Все поверхностные стоки с улиц нашего города, а это миллионы кубометров, попадают в водоемы без предварительной очистки. А город, мало того, что и раньше тратил на природоохранные мероприятия только около 70% поступающих в его бюджет экологических платежей, так в будущем году решил и эту цифру снизить.
Такая факультативность в распределении бюджетных средств, которая сейчас имеет место быть в Ульяновской области, несомненно, со временем станет губительной для экологии всего региона. Но ведь есть же неравнодушные к собственному месту проживания люди? Есть же те, кто понимает необходимость незамедлительно изменить существующий механизм пользования природными ресурсами? Ведь не глупые же люди, в конце концов, сидят в наших законодательных палатах.
Поэтому необходимо как можно скорее поставить и решить вопрос о закреплении на уровне хотя бы областного закона, обязательного для областного и муниципальных бюджетов, стопроцентного расходования экологических платежей на природоохранные мероприятия.
И тогда, со временем конечно, области не придется тратить сотни миллионов рублей на медицину и здоровье человека и при этом в результате получать отрицательную статистику по демографии.