В 2009 году исполняется ровно 100 лет со дня выхода в свет сборника «Вехи», объединившего вокруг себя в своё время интеллектуальную элиту России. Мыслители, философы Н.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк выступили в печати со своим видением дальнейшего развития страны. Они намеренно запустили острейшую полемику, стали катализатором «мозгового штурма», поиска путей выхода из кризиса. Ощущает ли сегодня интеллигенция свою ответственность за будущее страны? Насколько продуктивно строятся её взаимоотношения с властью? Об этом – беседа с Аллой Михайловной ИГОШИНОЙ, бывшим заместителем директора гимназии №33, и Еленой Александровной МИЦКЕВИЧ, учителем лицея №40.
– Власть и интеллигенция. Насколько совместимы эти понятия?
А.Игошина: Интеллигенция создана властью. Её крёстным отцом был Пётр Великий. Он создавал слой специалистов, обслуживающих нужды государства. Но российская интеллигенция – не просто слой интеллектуалов, она – «совесть нации». И если власть заинтересована в прогрессе, интеллигенцию нужно слушать и слышать, принимать её такой, какая она есть.
Е.Мицкевич: «Благостного тона» на этих встречах не будет никогда. В традициях российской интеллигенции нонконформизм – оппозиция властям предержащим. И ещё: нонконформизм у нас не всегда сочетается с делом. А сейчас нужна конструктивная критика, конкретные дела
– Какую же роль сегодня, на ваш взгляд, должна выполнять интеллигенция?
А.Игошина: Интеллигенты – это «вперёдсмотрящие» – более идеологи, чем эксперты. Эксперта меньше интересует поставленная цель, он сосредоточен на средствах её достижения. К проблемам власти он относится как механик к машине: она должна чётко работать, и ему нет дела, куда она идёт. Интеллигент – идеолог, это мыслитель, подвижник. Он постоянно критикует существующий порядок. Интеллигентные люди – очень часто люди бескомпромиссные. Интеллигент может оставаться собой лишь до тех пор, пока он независим, пока он в оппозиции. Он должен иметь право на собственное мнение.
– Во время бури корабельная команда привязывала «вперёдсмотрящих», чтобы волны не смыли за борт… Всё ли мы делаем, для того чтобы сохранить свою интеллигенцию?
Е.Мицкевич: Академик Никита Моисеев приводил пример: «…Был такой аттракцион : люди садятся на диск, он вращается, а их потом сносит. В первую очередь во временя экономического кризиса снесёт интеллигенцию, у которой нет ни навыка, ни желания бороться за собственность. Потому что для неё главная ценность – возможность думать, быть свободной»
Сейчас провинция обогащает столицу своими мозгами. Чтобы превратить наш город в ведущий центр региона, правительство области должно сделать всё, чтобы сохранить интеллигенцию. Наша беда – в отсутствии профессионалов на своих местах.
А.Игошина: Интеллигентный человек – человек, умеющий понять другого, но одновременно самодостаточный человек, в хорошем смысле слова. Интеллигентные люди очень часто по своей натуре – не борцы и в закрытую дверь не идут. Теряют другие люди от того, что рядом нет настоящего профессионала.
У нас сегодня много талантливых молодых людей, но они не чувствуют себя нужными. Главное сейчас – создать условия, помогать профессионально расти, продвигать талантливых по служебной лестнице. А вместе собранные, сколько они могут. Нужно помнить о старшем поколении интеллигентов. Сколько ему лет ни было: 70, 80 и больше; он нужен – профессионализм никуда не уходит
– В нашем городе давно существует идея создания некоей площадки для общения интеллигенции – клуба интеллигенции. Как вы относитесь к этой идее?
А.Игошина: Интеллигенция должна общаться обязательно Нужны встречи, публикации о проблемах, интересующих интеллигенцию. Нельзя замыкаться в себе. У города должно быть единое интеллектуальное пространство. Нельзя быть местечковыми, в конце концов, надо выходить и за рамки маленького города. Ценность интеллигенции – в разнообразии мысли.