В это солнечно-прохладное октябрьское воскресенье такой знакомый и исхоженный парк Победы предстал перед нами с несколько неожиданной стороны – он оказался местом проведения археологических исследований любителями краеведения. Там, где мы неоднократно катались на лыжах зимой, любовались золотом листвы осенью, а весной радовались первым листочкам, участники раскопок зарисовывали местность предполагаемых раскопок, исследовали ее шунтом с целью обнаружения возможных находок, а затем раскапывали огороженный колышками участок. Один из раскопов оказался пуст, несмотря на то, что некоторое время назад буквально рядом были найдены черепки древнего сосуда, а другой раскоп открыл нам большое количество шлаков-остатков металлургического производства прошлых эпох. И руда для этого производства использовалась местная, т.н. сидеритовая. С тех пор поросли эти места лесом, затем рядом была проложена дорога, ведущая ныне к новому мосту через Волгу. И проезжающие по этой трассе даже и не подозревают о таящихся рядом свидетельствах былых времен, ведь в нашей повседневности зачастую нет места размышлениям о том, что было до нас, и о тех, кто жил до нас. Изучением этого занимается археология – “наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам”, так написано в Толковом словаре русского языка. Такие археологические разведки, а также расширенные раскопки в летнем полевом сезоне – только начало кропотливой, часто рутинной работы по обработке, изучению собранных материалов, их классификации.

В апреле этого года на факультете гуманитарных наук и социальных технологий создана учебно-исследовательская археологическая лаборатория. О том, почему возникла в этом необходимость, каковы цели и задачи нового структурного подразделения, мы беседуем с заведующим лабораторией доцентом кафедры истории Отечества Александром Вискалиным.

К этому событию факультет шел 7 лет – потребность в создании такой лаборатории ощущалась давно. Ежегодно мы проводили археологические экспедиции, которые не укладывались в рамки учебного процесса. После того, как студенты проходили практику и получали зачет, оставалось много работы по изучению накопанных материалов, оформлению отчетов по раскопкам, подготовке научных статей. Этой работой из-за отсутствия помещений мне приходилось заниматься долгое время дома, на кухне. Студентам в ней участвовать в этих условиях было довольно сложно. Теперь мы получили пусть небольшое, но вполне приемлемое помещение в третьем корпусе на Набережной Свияги, где вполне можно проводить научную работу с привлечением студентов.

– Вы сказали, что в течение многих лет факультет проводил археологические исследования…

– Послужной список экспедиций гуманитарного факультета обширен. До 2005 года мы проводили систематические исследования древних поселений и погребений на территории Ульяновской области. Например, поселение Елшанка-10 (Ульяновский район) явилось уникальным памятником, основанным переселенцами с юга в раннем неолите (около 8 тыс. лет тому назад). Его обитатели были гораздо “культурнее” местных жителей, ибо в совершенстве владели техникой изготовления шлифованных каменных топоров, глиняной посуды, разводили домашний скот. На поселении Елшанка-11 были выявлены два разновременных горизонта: неолитический и энеолитический. Неолитические обитатели жили несколько позже, чем на предыдущем поселении. За это время они утратили навыки разведения домашних животных и вернулись к охоте и рыбной ловле. Ими оставлено погребение человека без головы, окрещенное с легкой руки студентов бедным Йориком. Около 5 тыс. лет тому назад на этом месте появилось поселение эпохи энеолита, обитатели которого наряду с орудиями из камня и кости начали использовать первые медные орудия. Анализ находок верхнего горизонта показал, что его жители пришли с территории Прикамья, проделав путь в несколько сот километров. Поселение Ховрино (Вешкайм- ский район) изучалось наиболее обстоятельно. Здесь вскрыто более 1000 кв.м земли и найдены остатки также двух разновременных поселений. Наиболее ранний поселок возник около 9 тыс. лет назад, в эпоху мезолита. С ним связаны остатки четырех наземных жилищ, обитатели которых занимались охотой и рыбной ловлей (найдены наконечники стрел, пешни, топоры, кремневые вкладыши костяных кинжалов). Это единственный хорошо сохранившийся памятник того времени на территории Ульяновской области. Около 4 тыс. лет назад здесь появился крупный поселок коневодов и металлургов. Мы раскопали 10 жилищ из 25 и получили огромный археологический материал, свидетельствующий о сложных культурных процессах в Поволжье в эпоху бронзы.

С 2006 года география исследований расширилась. Раскопки проводились на территории Чувашии, Владимирской и Московской областей. В Чувашии экспедиция работала на многослойных поселениях вблизи города Алатырь, а также в самом городе, возникшем почти на 100 лет раньше Симбирска. Во Владимире мы участвовали в крупномасштабных раскопках на территории Владимира – крупнейшего из домонгольских городов Руси. В Подмосковье нам были доверены раскопки очень известного поселения мезолитической эпохи вблизи Сергиева Посада Минино-2.

– Какие планы у лаборатории?

– В настоящее время мы заняты оборудованием помещения. В ближайшее время планируем создание временной выставки и оригинального учебного тренажера “Раскоп”. Мы готовы приступить к проектированию, а если руководство поддержит финансово, то и созданию учебного археологического музея. Потребность в таком музее давно назрела. Студенты вынуждены изучать археологию по книжкам и картинкам, а хотелось бы, чтобы они имели возможность видеть подлинные экспонаты, как в вузах Пензы, Казани, Самары, Саранска, не говоря уже про Москву. Не может помочь в этом деле и Ульяновский краеведческий музей – его археологическая экспозиция не менялась 30 лет и морально устарела. Для создания небольшого, но качественного музея у нас есть все необходимое: накоплены археологические материалы, продумана концепция, имеется желание.

Помимо обработки накопанных за лето коллекций, работы по проектированию учебного музея, ведутся исследования в рамках полученного в РГНФ гранта, цель которого – сравнение кремневого производства мезолитической и неолитической эпох Среднего Поволжья. В лаборатории имеются обширные планы по продолжению изучения древних технологий и процессов. В прошлые годы мы изготовили реплики каменных и бронзовых орудий, создали копии древнего жилища и лодки из бревна-долбленки, соорудили рыболовецкий закол. Особое направление – изготовление и испытание неолитических луков и наконечников стрел и многого другого, что позволяет глубже проникать в тайны древней истории.

– Александр Викторович, мне кажется, что археология для вас – это не только профессия, но и образ жизни?

– Историей разных эпох, поисками их материальных следов я интересовался с детства, но, к сожалению, тогда мне не встретились люди, которые могли бы поддержать мой интерес, помочь в его развитии. В дальнейшем этот интерес вырос в профессию, в образ жизни, где профессия сливается с увлечением, а творчество проявляется в процессе поисков, когда из небытия извлекаешь информацию, творишь историю в ежедневности. И поэтому мне очень хотелось бы, чтобы нынешние студенты имели возможность не просто учиться на нашем факультете, но и учиться с увлечением, активно участвуя в научно-исследовательской работе, в поиске и изучении экспонатов для будущего музея археологии. В этом им поможет учебно-исследовательская археологическая лаборатория.

Александра Владимирова