В декабре состоялось два заседания областного Законодательного Собрания вместо традиционного ежемесячного. Плюс одно внеочередное, вызванное процедурными причинами. Но самый важный на сегодня вопрос так и не был решен и даже не рассматривался. Хотя от него во многом зависит помощь для Ульяновской области из федерального центра в условиях кризиса.

Речь идет о поправках в областной бюджет 2009 года, которые очень необходимы. В том виде, что принят, главный финансовый закон области следующего года нереален: это сейчас признают все. Разработчикам из облправительства и единороссовскому большинству Собрания еще в ходе обсуждения бюджета реалисты пытались доказать, что облбюджет-2009 слишком радужный и никак не учитывает изменение ситуации к худшему. Но тогда доходную часть менять так и не стали, сославшись на необходимость быстрее принять свой бюджет, чтобы шире войти в формируемые федеральные программы и успеть получить погуще помощь из Центра. Действительно, поправки можно было внести позже. Однако их нет до сих пор, и теперь имеющийся вариант бюджета, наоборот, тормозит поддержку области Москвой.

Правительство РФ в течение последнего месяца уже неоднократно заявляло о разработке различных вариантов поддержки регионов перед угрозой финансово-экономической нестабильности. Сборы налога на прибыль в стране, как сообщалось, упали в ноябре на 38 процентов. По прогнозам Министерства финансов РФ, регионы в следующем году недосчитаются 25-30 процентов налога на прибыль от уровня 2008 года и 5-10 процентов налога на доходы физических лиц (это еще «мягкие» прогнозы). А налог на прибыль и налог на доходы физлиц – основные источники доходов областных бюджетов, занимают до 70 процентов поступлений.

В такой ситуации, как сказал заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов, правительство одобрило программу дотаций из федерального бюджета на сбалансированность бюджетов субъектов РФ. Предусматривается и поддержка регионов, которым не хватает собственных средств на повышение зарплаты бюджетникам: напомним, всего пару месяцев назад Центр возлагал бремя роста зарплат исключительно на регионалов. Также правительство рассматривает возможность снижения до 5 процентов доли софинансирования субъектами РФ федеральных целевых программ, что облегчит участие в них. Однако, по словам Силуанова, дотации в условиях кризиса получат только бюджеты, составленные реально, а тем регионам, которые запланировали «воздушные» доходы и источники финансирования, помогать нецелесообразно. Вот тут бюджет Ульяновской области и оказывается неподходящим. Еще в конце ноября губернатор Сергей Морозов, выступая перед активом местного отделения «Единой России», заявил, что предполагаемая сумма доходов областного бюджета по кризисному варианту просматривается на 4 миллиарда рублей меньше, чем утвержденная. Вместе с запланированным дефицитом облбюджета-2009 областная казна может недосчитаться более 6 миллиардов рублей. Выходит, что нынешний вариант ульяновского бюджета очень нереальный, и Москва сто раз задумается над тем, помогать ли нам. Однако поправки в бюджет-2009 наши власти принимать не спешат. Зато разрабатывают какие-то антикризисные меры с кучей оперативных штабов, рабочих групп и прочей панорамой кипучей деятельности. Хотя совершенно ясно: не протянет нам Центр руку помощи – результаты кризиса в Ульяновской области будут плачевными. Эффективного внутреннего рецепта от кризиса никто в нашем регионе не предложил, да и вряд ли предложит.

Непонятно вот еще что. Если и вправду кризисный сценарий развития событий рассматривался в Ульяновской области, как заявил Морозов, еще с апреля, то чего же мы ждем и до сих пор тормозим с принятием своего антикризисного бюджета? Или изучение складывающейся ситуации открывает перед облправительством такие бездны, что просто трудно назвать те потери казны, с которыми область столкнется в 2009 году?

Владимир ПУГАЧЕВ