Главный вопрос: чем обернется для России и всех нас кризис?

Пока большинства россиян он еще фактически не коснулся. Они слышат о нем лишь эхо – что что-то где-то ухудшается, что рынки падают, что падает цена на нефть.

Это сообщается (в частности, дикторами телевидения и радио) трагическими голосами, что свидетельствует о некотором извращении умов. Если цена на нефть падает, падают и цены на все: на бензин, на товары, на теплоэнергию, на продукты. Должны во всяком случае падать, что вообще-то выгодно для населения, но известия об удешевлении нефти звучат как нечто ужасное. Таково время.

Часть жителей России кризис уже задел. Одни предупреждены о предстоящих сокращениях, другие – о неоплачиваемых отпусках, третьи об уменьшении зарплаты. Как все это будет выглядеть, покажет уже январь, а последующие месяцы добавят красок в картину. Но чего конкретно ждать, никто толком не знает.

Ни люди, ни областная власть, ни правительство России, ни, боюсь, президент. Все делают бодрый вид, скрывая за ним тревогу и заглушая ее нескончаемыми плясками на телеэкране.

У нас в Ульяновске одно событие точно предсказуемо: в 2009 году истекает срок полномочий мэра Сергея Ермакова. Долгими казались пять лет его мэрства, но и оно заканчивается, причем быстрее, чем ожидалось.

Хотели, правда, еще быстрее. За эти годы предпринималась не одна попытка подковерного смещения Ермакова. Исходили попытки от областной власти, вернее – от ее окружения, не сумевшего взять в городе все, что запланировали. Надеялись решить проблему традиционно. То есть посадить в кресло мэра своего человека, но аппаратчик Сергей Ермаков старый – за долгие годы научился обходить рифы и с успехом выживать. Да есть подозрение, что и губернатор Сергей Морозов не сильно нажимал. С одной стороны, он, может, и не прочь бы убрать Ермакова, с другой же мог опасаться этого хода. Сменщик Ермакова пустился бы во все тяжкие, от чего досталось бы в конце концов и Морозову. А в нашем случае получился вполне устраивающий губернатора баланс: лучше так, чем какое-нибудь громкое дело о коррупции с рикошетящими в разные стороны пулями.

Условными, конечно.

Но проблему с мэром хотят всетаки упростить,заменив его всенародные выборы выборами из числа депутатов Городской Думы.

Зачем это Сергею Морозову, сказать трудно, ведь новый способ избрания мэра повысит степень давления на губернатора. В том числе и со стороны нежелательных, но мощных сил. Да и ответственность за кандидата тоже вырастет.

А при всеобщих выборах в случае чего сам народ и будет виноват – не за того, дескать, проголосовал. Этот фактор становится еще более актуальным в эпоху глубокого кризиса. При том, что проблем с мэром у главы региона по большому счету не было.

Все, что надо было Морозову, Ермаков делал. Кроме, вероятно, откровенно криминального, от чего Ермаков, видимо, отказывался по какомуто негласному договору с Морозовым.

С отменой всенародных выборов спорит, как уже сообщал «СК», ульяновская оппозиция, намеренная провести по этому поводу городской референдум. В числе его инициаторов, впрочем, немало яростных критиков губернатора, и он может не допустить референдума просто из принципа.

Или из вредности, если мягче. Несмотря на то, что наступающий год и без того прибавит ему головной боли.

Как, похоже, и большинству населения. С пожеланиями того, чтобы этот прогноз оказался ошибочным, остается всех с этим годом искренне поздравить. Чудеса изредка случаются. Авось и на этот раз случится.

Геннадий ЯКИМЧЕВ