Вопрос об условно-досрочном освобождении полковника Буданова решится не раньше, чем через месяц

Константин Бобров

Бывший полковник Вооруженных сил РФ Юрий Буданов, условно-досрочно освобожденный судом в конце прошлого года, вчера так и не вышел на свободу. За день до его предполагаемого освобождения в суд поступила кассационная жалоба от адвоката потерпевшей стороны. В такой ситуации решение суда не может вступить в законную силу, и освобождение Буданова, осужденного на 10 лет за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, откладывается на неопределенный срок.

Постановление об условно-досрочном освобождении (УДО) сотрудники Димитровградского городского суда Ульяновской области собирались отправить в колонию с нарочным вчера утром. Сразу после получения этого документа Буданов должен был выйти на свободу. Однако за день до этого, уже во второй половине дня, в суд поступила кассационная жалоба от адвоката семьи Кунгаевых Станислава Маркелова, в которой было указано, что «решение суда является неправомерным и не соответствующим фактическим обстоятельствам». Как пояснил корреспонденту «НГ» представитель суда, жалоба не в полной мере соответствует закону и в таком виде ее нельзя принять к рассмотрению. По словам собеседника «НГ», в жалобе отсутствуют конкретные доводы относительно неправомерности судебного решения. Однако в соответствии с УПК РФ адвокату предоставляется возможность в пятидневный срок (до 16 января) представить жалобу в надлежащем виде. Если этого не произойдет, решение суда автоматически вступит в законную силу и Буданов в этот же день сможет покинуть колонию. Если же городской суд получит правильно оформленную жалобу, документ будет передан в областной суд и его рассмотрение займет как минимум неделю. В любом случае до 16 января Буданов остается заключенным.

Станислав Маркелов уточнил в беседе с корреспондентом «НГ», что еще до Нового года направил в Ульяновский областной суд короткую кассационную жалобу, так как не имел на руках полного текста решения суда, которое он и собирался обжаловать. По словам защитника, к тому времени он ознакомился лишь с представлением прокуратуры, поддержавшей освобождение Буданова. Адвокат считает, что заявление прокуратуры о том, что Буданов возместил потерпевшим ущерб, не соответствует действительности. По его словам, Кунгаевы заявляют, что не получали от осужденного никакого возмещения.

Напомним, что 25 июля 2003 года Северо-Кавказский окружной военный суд признал бывшего командира 160-го танкового полка Юрия Буданова виновным в похищении и убийстве 27 марта 2000 года чеченской девушки Эльзы Кунгаевой в селении Танги-Чу. Решение об УДО полковника Буданова Димитровградский городской суд вынес с четвертой попытки 24 декабря прошлого года. На тот момент ему оставалось досидеть год и три месяца. В конце октября Димитровградский суд в третий раз отказал Буданову в освобождении, но он обжаловал решение городского суда в Ульяновском областном суде. Первое прошение об УДО полковник подал еще в январе 2007 года. Тогда прокуратура Ульяновской области внесла в суд представление об УДО Буданова, который к тому времени отсидел более двух третей срока, имел поощрения от администрации колонии и выплатил судебные издержки.

Судебные разбирательства проходили на фоне резких заявлений со стороны общественных деятелей и правозащитников, которые высказывались против досрочного освобождения полковника. «Освобождение Буданова будет воспринято в Чечне как оскорбление, – заявила на прошлой неделе журналистам глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. – Михаилу Ходорковскому и Светлане Бахминой в УДО отказали, хотя они никого не убивали. А Буданову, получается, можно. Это ни в какие ворота не лезет».

Более тысячи человек приняли участие в акции протеста против освобождения Буданова. В ходе митинга, который прошел 25 декабря в Сквере журналистов в центре Грозного, было зачитано заявление уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева. В нем, в частности, говорилось, что «досрочное освобождение Буданова – это сигнал для начала кампании по освобождению и других преступников, совершивших преступления в Чечне».

По сложившейся практике от поступления жалобы в суд до назначения даты ее рассмотрения проходит примерно месяц. Таким образом, можно предположить, что очередные подвижки в деле Буданова произойдут не ранее середины февраля.