С приходом нового года четверть населения, занятого в экономике Ульяновской области, пребывает в тревожном состоянии ожидания перемен. Врачи и учителя, библиотекари и музыканты, воспитатели, уборщицы и прочие работники бюджетной сферы – всего около 100 000 человек – с хлебушка, который государство преподносило им в ЕТС (единой тарифной сетке) переходят на ОСОТ. Пугает народ эта аббревиатура, страшит неизвестность отраслевой системы оплаты труда.

На бумаге нет оврагов

Суть её, как и всё, что зачинается в нашей стране волей партии и правительства, прогрессивна и гуманна. Конечной целью введения ОСОТа в севооборот экономики является повышение качества представляемых учреждениями услуг. Одновременно с повышением самостоятельности и ответственности руководителей учреждений за результаты деятельности новая система должна создать условия для существенного роста оплаты труда работников. Зарплата должна возрастать дифференцировано в зависимости от количества и качества труда. Новая система также должна позволить адаптировать бюджетные учреждения к рыночным условиям экономики.

Система расчёта новой заработной платы довольно проста. Работнику устанавливается базовый оклад не менее 3000 рублей, к нему добавляются компенсационные выплаты, но самую большую прибавку должа дать стимулирующая часть заработной платы. В документах, регламентирующих ОСОТ Ульяновской области по подсчётам профсоюза стимулирующие факторы едва уместились на пяти страницах! За каждый пункт по рублику – и ты миллионер.

На бумаге расчёт зарплаты, например, библиотекаря выглядит так. При наличии высшего образования, стажа не менее 9 лет и должности «ведущий библиотекарь» самому некоррумпированному труженику нашей области положен должностной оклад 4200 рублей с коэффициентом 0,28. Зарплата таким образом составит 5376 рублей. На эту сумму начисляются стимулирующие доплаты за методическую деятельность, например, сложность и напряженность библиотекарского труда, положена также надбавка за выслугу лет. И набегает в итоге по разработанным департаментом культуры и архивного дела области нормативам 8332, 8 рубля. До миллиона немного не хватает, но это всё же на 29% больше, чем ведущий библиотекарь получал до нового года.

Подобным образом начисляется теперь зарплата медикам, работникам системы образования и прочим служащим. По мнению разработчиков ОСОТа – чиновников правительства области — в среднем повышение зарплаты работников бюджетных учреждений ожидается на 35-40%, по отдельным профессиям – до 95%.

Кто считает «трудодни»?

ОСОТ не дал ещё и первых всходов, а вести с бюджетной нивы идут одна тревожнее другой. На социальную несправедливость жалуются врачи Новомалыклинского района: их уравняли с медсёстрами. У медиков от ОСОТа полное несварение кошельков. Зарплата врача хирурга (5500 рублей) ненамного выше заработка санитарки (3600 рублей). Надбавки медицинским работникам, практикующим в сельской местности сократились с 25 до 20%, за работу в экстренные дни – со 100 до 50%, раньше за стаж им доплачивали 30%, сейчас только 20.

Далеко не в восторге от нововведений учителя, особенно сельские. При переходе на отраслевую систему оплаты труда потеряли в зарплате учителя информатики. В Мелекесском районе директора школ и завучи потеряли по 2500 рублей. Оплата труда учителя по ОСОТ определяется прежде всего количеством обучаемых детей, количеством часов в неделю, категорией сложности преподаваемого предмета и разрядом педагога. В каждой школе один час стоит по-разному — это зависит от количества детей в учреждении, от надтарифного фонда оплаты труда и других условий. Чем больше в школе учится детей, тем дороже час учителя. Нововведения – это приговор сельским школам.

В тревоге пребывает персонал детских домов и интернатов: доплата за ночную работу учителям снизилась с 35 до 25%.

Обоснованный страх у бюджетников вызывает и система распределения стимулирующих факторов оплаты труда. Раньше бюджетники, как муниципальные, так и федеральные, считали, что они служат государству. Теперь получается, что они служат директору или главному врачу. Стимулирующие факторы по сути те же трудодни в советском колхозе. Их начисление очень сильно зависит от лояльности работника к руководителю, взаимных симпатий и антипатий. Начальство, до сего неплохо защищённое бронёй прав работодателя, получило теперь и оружие против строптивых и неугодных.

Прокруст – наставник

Всякий проект начинается с вопроса: а на какие шиши дело будет делаться? С некоторых пор в нашей области этот вопрос потерял свою актуальность. Нам главное «начать» – с ударением на первый слог, по-горбачёвски, просемафорить в центр: директива исполнена, ваше благородие, ОСОТ колосится на ульяновских нивах!

Сытых, к сожалению, от этого не прибавиться. Бюджетные ассигнования на оплату труда в этом году превышают прошлогодний уровень на 54%, в том числе по областным учреждениям образования на 41%, здравоохранения на 59% и культуры на 50%. Практически все эти суммы пойдут на выполнение федеральной задачи повысить минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей.

Откуда взять средства на стимулирующие доплаты? Если по признанию директора департамента культуры и архивного дела области Татьяны Ившиной «введение отраслевой системы оплаты труда будет проведено в пределах средств, предусмотренных бюджетом по отрасли «Культура» на 2009-2011 годы»? Между прочим, дефицит этого бюджета составляет на 2009 год 20 миллионов рублей.

С бюджетной дырой размером в 200 миллионов рублей начало год министерство образования. И в этом министерстве признают, что утверждённых фондов оплаты труда достаточно только для осуществления гарантированных выплат по заработной плате.

В областной системе здравоохранения культивация ОСОТа усугблена ещё и так называемой одноканальным финансированием. Больницы теперь будут зарабатывать сами на пропитание, зарплату, медикаменты и прочие дела.

Бюджета явно не хватает для обеспечения жизнедеятельности бюджетной сферы, как составляющей экономическую систему области. Подход к решению проблемы классический: обкорнать систему до таких размеров, чтобы бюджета хватило на культи от неё. Прокрустову методику назвали «жёсткой оптимизацией». Закрываются сельские школы, участковые и даже районные больницы с их бюджетными койками, клубы и дома культуры.

Недавно проблемы, перечисленные в этой статье, обсуждались на «Правительственном часе» ЗСО. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Был бы только толк от депутатского интереса к теме.

Владимир ФИЛИМОНОВ