Продолжаем рассказ о пресс-туре, организованном Комитетом по туризму города Москвы и администрацией Ульяновской области в рамках деятельности Всероссийского координационного совета по туризму «Регионы России – Московское соглашение».
Ульяновск часто называют очень поэтично – город на семи ветрах. Боярин и воевода Богдан Хитрово, основавший его по велению царя Алексея Михайловича в 1648 году как одну из крепостей Карсунско-Симбирской засечной черты «…для оберегания от приходу ногайских людей», место выбрал, действительно, обдуваемое со всех сторон, на высоком берегу полноводной Волги – на Венце. Оттуда открывался и по сей день открывается великолепный круговой обзор. Рубленый кремль назвали Синбирском. Именно так, с буквой «н». Симбирск появился гораздо позже, к 1780 году. Значение этого странного имени пытаются разгадать до сих пор. Один из ответов (недостаточно убедительный, по мнению ученых) на вопрос «что сие значит?» и звучит как «город на семи ветрах». Но это не самая мудрёная загадка, которую Ульяновск предлагает разгадать любому желающему. Есть ребус похитрее, причем, нигде в мире такого чуда больше нет.
В черте Ульяновска протекают две крупные реки – Волга (если соблюдать точность, то собственно Волга давно уже «утонула» в водах Куйбышевского водохранилища) и Свияга. Расстояние между ними не больше 2 км, а текут они, вопреки всем законам природы, в прямо противоположные стороны. Как такое может быть? Даже географы удивляются. А вот у экстрасенсов, ясновидящих и прочих эзотериков сомнений нет – без магии не обошлось, потому и место не простое, мистическое. Историческая часть города с его основными туристическими достопримечательностями как раз здесь и находится. Сегодня это – Ленинский район.
Дальше, очень коротко и очень выборочно про то, на что непременно стоит обратить внимание. Кстати, в Ульяновске не продают спиртное после 20.00 и запрещено строительство домов выше 9 этажей.
Бульвар Большой Венец. Очень красивое место. Он долго тянется вдоль крутого волжского косогора. Говорят, по весне тут властвует сладкоголосая армия соловьёв. На бульваре стоят памятники Богдану Хитрово и букве «Ё». Основатель – на коне. Памятный гранитный знак букве установлен в 2005 году, когда исполнилось 250 лет со дня её первой публикации.
Она изображена точно так, как была напечатана в 1797 году в журнале «Аониды». Роль же Карамзина, введшего её в повсеместное обращение, заключалась в том, что он, редактируя чьё-то стихотворение, заменил две буквы в слове «слiозы» на букву «ё». Кстати, надеюсь, самые внимательные читатели уже отметили, что в материалах об Ульяновске ни одна «ё» не пострадала, это – дань уважения ей, исчезающей ныне.
Николай Карамзин – уроженец Симбирска. Памятник великому историографу с 1845 года стоит недалеко от бульвара, в Карамзинском скверике. Среди окружающих его деревьев есть сосны, посаженные около 150 лет назад.
Писатель Иван Гончаров тоже родился в Симбирске. В 1912 году, в честь столетия со дня его рождения, на бульваре построили дом-памятник весьма своеобразной архитектуры.
Сегодня здесь находится областной художественный музей, коллекция которого начала формироваться ещё в 1895 году. Невозможно оторвать взгляд от дивных образцов декоративно-прикладного искусства (фото) и великолепного собрания полотен малых голландцев.
В нем расположен единственный в нашей стране музей творца «Обрыва», «Обыкновенной истории» и знаменитого «Обломова». Практически напротив, в скверике – памятник писателю и… диван Ильи Ильича Обломова со стоящими рядом стоптанными тапочками.
Как водится в подобных случаях, туристам советуют посидеть на нем, непременно сунув ноги в безразмерные тапки, чтобы дальнейшая жизнь непременно была спокойной. На диване слова, написанные Иваном Гончаровым о родном городе в 1849 году в одном из писем: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени и это единственная поэзия, которой буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату».
В Симбирске-Ульяновске, видимо, действительно, сконцентрированы какие-то магические силы. Иначе чем объяснить, что здесь родилось такое количество известных личностей. Про Карамзина и Гончарова уже сказано, а ещё – автор «Аленького цветочка» Сергей Аксаков, писатель и революционер Александр Радищев, декабрист Василий Ивашев (его блистательно сыграл в фильме «Звезда пленительного счастья» Игорь Костолевский), телеведущая Валентина Леонтьева (любимая всеми тетя Валя, которая и умерла здесь же), легендарная фигуристка Людмила Белоусова, не менее легендарный тренер по фигурному катанию Станислав Жук, рядовой солдат Великой Отечественной войны Александр Матросов, нобелевский лауреат Андрей Сахаров, ученый Иван Сеченов, дирижёр Юрий Силантьев, государственный деятель Александр Керенский, серый кардинал Советского союза Михаил Суслов и – Владимир Ильич Ульянов.
С последним городу и повезло, и крайне не повезло. С одной стороны, в советские годы благодаря тому, что здесь родился организатор Октябрьской революции, к Ульяновску было особое отношение, которое выражалось в тщательном благоустройстве города и возведении новых не всегда уродливых строений, но с другой – из-за того же обстоятельства он лишился всех своих древних церквей. По решению нынешних городских властей на одной из центральных площадей установлен памятный крест, в честь их, утерянных навсегда.
Размах уничтожений был столь велик, что из 33 храмов и двух монастырей к 1940 году чудом сохранилась лишь небольшая кладбищенская Воскресенская церковь. В настоящее время идет довольно активный процесс восстановления утраченного. Один из нововозведенных храмов (1996 год), небольшой деревянный, он стоит на берегу Свияги, освящен во имя Всех Святых.
Его главная святыня – мощи блаженного Андрея Симбирского, Христа ради юродивого. Он считается покровителем Ульяновска. Жил он в XVIII-начале XIX веков и почитание его было столь велико, что, как рассказывают, даже современник блаженного преподобный Серафим Саровский говорил приходящим к нему за благословением симбирянам: «Что вы ко мне, убогому, приходите? У вас лучше меня есть – ваш Андрей Ильич». Поклонение останкам симбирского старца, исцеляющим от болезней и помогающим в трудных житейских ситуациях, чем не повод для развития в Ульяновске религиозно-паломнического туризма? (Любовь Булгакова