«Безграничное мужество, стойкость и высочайшее чувство долга жителей блокадного Ленинграда по праву приравнены к воинскому подвигу…» (Из газет военного времени)
С самого начала войны все жители города – от мала до велика – вместе с войсками неустанно трудились, сооружая оборонительные укрепления на подступах к городу и в самом городе. Ленинградцы были полны решимости отстоять свой город.
Во дворах почти каждого дома на улице Софийской, где я родился и жил с семьей до войны, рыли окопы, блиндажи, «щели» для укрытия населения от налета фашистской авиации. С каждым днем бомбежки и обстрелы из дальнобойных орудий усиливались. Воздушные тревоги объявлялись по 10-12 раз в сутки. Мы, пацаны, так же, как и взрослые, были «расписаны» по ответственным местам. Участвовали в дежурствах на чердаках при тушении «зажигалок». Незаменимы были в роли связных. Нам поручали доставлять различные донесения, ведь мы могли везде пролезть, пробраться сквозь завалы, пробежать опасные участки.
Фронт приближался очень быстро, и 8 сентября 1941 года кольцо вокруг города замкнулось. Фронт в некоторых местах проходил по улицам города, а танки с Кировского завода вступали в бой сразу после изготовления или ремонта. Немцам казалось, что город вот-вот запросит пощады. Гитлер много раз назначал сроки победного вступления в Ленинград. Для немецкой знати даже были отпечатаны билеты на банкет по этому случаю в ресторан «Астория».
Когда стало ясно, что фашистские войска не смогут сходу сломить нас и овладеть городом, Гитлер решил заморить ленинградцев голодом. Особенно невыносимо стало, когда сгорели Бадаевские продовольственные склады.
Первая блокадная зима была самой лютой и жестокой. Город казался вымершим. Холодные громады домов зияли ранами. Троллейбусы, трамваи вмерзли в сугробы. Не было хлеба, воды, света, тепла… И все-таки город жил! В обледенелых цехах заводов, не зная отдыха и сна, работали люди. Среди них были дети, подрост-ки, которые вместе со взрослыми изготавливали оружие.
Ленинградцы спасали город от пожаров, разбирали завалы, помогали раненым, хоронили погибших, которых было очень много. Во время блокады от бомб и снарядов, но больше от голода, погиб каждый третий житель города.
Норма выдачи хлеба в день с середины ноября 1941 года по конец февраля 1942 года составляла 125-250 граммов в день. И больше ничего… Из последних сил люди шли на заводы по «расписанным» дежурствам, посильно выполняя свой долг. Многие там и умирали.
Мне не вычеркнуть из памяти тех страшных картин. Один раз, идя за пайком в магазин, я увидел на улице замерзших женщин с отрезанными грудями. Конечно, это были единичные случаи. И тех, кто был замечен в каннибализме, расстреливали, как и мародеров. Раньше об этом не писали, считали, что такие факты снизят значимость победы советского народа в Великой Отечественной войне. Но не сказать всей правды, значит – не передать всех ужасов блокады.
В то время, когда фашисты уже дошли до Волги, Ленинград стоял, как неприступный, непобежденный бастион, как символ мужества и несгибаемой воли к Великой Победе. Многих ленинградских детей, родители которых погибли в блокаде от бомб или голода, в 1942-1943 годах эвакуировали. В том числе и в Мелекесс.
По словам очевидцев, когда нас везли по улицам города, на нас, похожих на скелеты, обтянутые кожей, страшно было смотреть. Сердобольные старушки давали нам кусочки хлеба или вареную картошку.
Леонид Раскин, житель нашего города, вспоминает: «Дети лежали на постелях истощенные, с широко раскрытыми глазами, едва передвигались. Ужас перенесенного застыл у них в глазах, кожа лица, рук и тела была темного цвета. Многие из них не видели по 15-20 дней ничего горячего, даже чая…»
Всего в годы войны из блокадного Ленинграда в Мелекесс было эвакуировано 180 детей-сирот. Около 100 умерло в течение первых двух недель, несмотря на хороший уход местных медиков, так они были истощены. Сегодня на учете в городе осталось 25 «блокадников», больше половины – не ходячие. Но когда их навещают, они не ропщут, а только беззвучно плачут, вспоминая пережитое.
Среди нас есть люди, не только пережившие блокаду, но и трудившиеся за станками и на совхозных полях, делая для фронта все возможное. Это В.А.Малоненкова, А.И.Копьева, А.Д.Рыжкова, С.Н.Русанова, М.Т.Тихоненко, Х.А.Яруллина, Н.В.Строганова, Г.А.Комаров. Несмотря на болезни, живые свидетели блокады выступают в школах и других учебных заведениях города.
В 2005 году на городской Аллее Славы был установлен камень, на месте которого будет воздвигнут памятник жертвам блокадного Ленинграда: умершим в Мелекессе детям блокадного города, в также мелекессцам, погибшим в боях за город на Неве, пропавшим без вести и до сих пор лежащим в болотах и лесах под Ленинградом. И будет идти к этому памятнику народ, молодой и старый, преклоняя колени, возлагая цветы, вспоминая погибших и молясь, чтобы это никогда не повторилось и не забылось.
Глава нашего города Николай Анатольевич Горшенин уверенно заявил: «Будем ставить памятник многострадальным «блокадникам», тем более что в 2009 году исполняется 65 лет со дня полного освобождения Ленинграда». Решение главы города было поддержано главой администрации города И.А.Самойловым и главным архитектором О.Ю.Абрамкиной 20 января этого года во время заслушивания отчета о работе общества «Блокадник».
От всей души хочется поблагодарить через газету хороших людей, замечательных специалистов за помощь в организации многих мероприятий, посвященных блокаде Ленинграда. Прежде всего, Владислава Феодосьевича Масного, Евгения Ивановича Жукова, Светлану Александровну Семенкину, Виктора Михайловича Недашковского. И особая наша благодарность директору ПУ №3 Владимиру Александровичу Кологрееву, отдающему всего себя воспитанию подрастающего поколения, Геннадию Александровичу Мурзаханову – за хорошие уроки мужества, а также всему коллективу мастеров и преподавателей ПУ №3 за их активное участие в создании музейного уголка и стенда о блокаде.
За все время работы нашего общества «Блокадник» мы всегда чувствовали духовную и моральную поддержку от настоятеля церкви Георгия Победоносца Виталия Гринчука. Сердечная ему признательность!
С уважением ко всем жителям города, ставшего нам второй Родиной, от имени и по поручению общества «Блокадник», председатель городского общества «Блокадник» Г.А.Комаров