За истекший год управлением Россельхознадзора по Ульяновской области было выявлено 252 нарушения. В числе прочих – халатное обращение с пестицидами и ядохимикатами, несущее прямую опасность нашему здоровью. О том, насколько остро стоят проблемы нарушения закона в сфере сельского хозяйства нашего региона, мы спросили у заместителя руководителя управления Александра Рябова.

– Александр Николаевич, насколько серьезно сейчас стоит вопрос соблюдения экологической безопасности, связанной с применением и утилизацией пестицидов и агрохимикатов с истекшим сроком хранения?

– За прошлый год специалисты управления выявили ряд случаев халатного хранения ядохимикатов. Так в Старомайнском районе, в Кандалинском сельском поселении, полторы тонны пестицидов хранились в бочках под открытым небом. К ядовитой субстанции — а одним из ядов был Гранозан, относящийся к первому классу опасности, — имели открытый доступ и люди, и животные! Также

имели место факты неправильной утилизации пестицидов и агрохимикатов, запрещенных к использованию. В одном из хозяйств области, расположенном в селе Александровка Новомалыклинского района, ядохимикаты просто закапывали в землю – даже такие, что содержат ртуть.

По результатам проверок были возбуждены судебные дела. Районные суды приняли решения о невозможности хранения пестицидов и ядохимикатов по восьми муниципальным образованиям и двум сельхозпредприятиям в Старомайнском и Новомалыклинском районах. Дляя справки: в настоящий момент пестициды и ядохимикаты, доставляемые из районов, хранятся на базе ООО «Приор», расположенной в региональном центре. Для утилизации их вывозят на полигон в Ленинградскую область.

– Стоит ли опасаться такой отравы, как нитраты, покупая фрукты и овощи, выращенные ульяновскими сельхозпроизводителями?

– Мы постоянно проводим отбор продукции на анализ содержания пестицидов, нитратов и нитритов. За прошлый год на проверку была отправлена 331 проба, взятая с 344 тонн плодоовощной продукции. Некачественной из них оказалось 0, 74 тонны. Продукция была снята с реализации.

– Горожан очень волнует постоянное появление свалок в черте города. Как с этим обстоит дело в сельских районах области?

– Земли сельскохозяйственного назначения страдают от загромождения отходами производства и потребления, а проще говоря мусором разного рода, ничуть не меньше, чем городские улицы, а может даже и больше. Создание такой свалки — один из основных видов нарушения земельного законодательства. На долю такого рода преступлений приходится около 62 % всех выявленных нарушений. Большую роль в решении этой проблемы играет совместная работа с главами районов и муниципальных образований, в чьем ведении находятся захламленные земли. Такое впечатление, что администрация Кузоватовского района, например, просто игнорирует свалки, возникающий из отходов местный лесозаготовителей.

Вредят почвам и разработки при добыче полезных ископаемых. Все недропользователи при организации работ обязаны соблюдать проекты рекультивации, дабы не оставлять после себя, образно выражаясь, выжженное поле. За прошедший год мы, однако, выявили четыре случая нарушения этой статьи закона.

И также лишь преступной небрежностью можно объяснить, когда предприниматель, не думая о завтрашнем дне, проводит сплошную вырубку полезащитного лесного насаждения. А такие случаи, к сожалению, есть: один из них произошел в Сурском районе, где работники ОАО «Инвест-АГРО» вырубили два ряда насаждения. Юридическое лицо было оштрафовано на 20 тысяч.

Елена ТАРУБАРОВА