Власть заявила о необходимости снизить тарифы на ЖКХ и городской общественный транспорт. Гуманные инициативы почему-то рождаются в страшной спешке и суете. Вокруг темы много разговоров и мало ясности.

Первым о необходимости снизить темпы роста тарифов в 2009 году еще в декабре заявил премьер-министр Путин на совещании в Липецке. В отношении расценок на газ были названы конкретные цифры. В ряде городов, в частности в Нижнем Новгороде, на эту инициативу откликнулись сразу. Ульяновская область отмалчивалась почти месяц.

13 января министр экономики Ульяновской области Владимир Шерин сказал, что соответствующее решение подписано и с 1 февраля тариф на газ в регионе вырастет на 18 процентов, а не на 25, как планировалось раньше. Соответственно – на 19 процентов вместо 21 вырастут расценки на теплоресурсы.

На минувшей неделе о возможном снижении роста тарифов в рамках своей пресс-конференции сказал мэр, а параллельно, почти в это же время, снижение тарифов на «коммуналку» за счет внутренних ресурсов предприятий (имелись в виду тарифы на вывоз ТБО, водоотведение, водоснабжение и транспорт) инициировали депутаты. Вопрос решался на думском комитете по тарифам.

Вчера депутаты в рамках заседания вернулись к своей инициативе.

– Сегодня Думе надо делать максимум движений в вопросах, которые даже выходят за рамки наших полномочий, – сказал председатель Гордумы Василий Гвоздев.

Рабочее заседание было в разгаре, когда спикер, извинившись, покинул зал. Свой уход он объяснил необходимостью ответить на звонок губернатора Сергея Морозова.

Примерно через десять-пятнадцать минут после того, как Гвоздев снова занял свое место, в зал заседаний неожиданно вошел губернатор.

Сергей Морозов начал свое выступление с позитивной информации: в январе снизилось количество безработных, число обращений в центры занятости – соответственно. Назвав складывающуюся ситуацию достаточно хорошей, губернатор сказал, что хочет обратиться к депутатам с просьбой, которая им, возможно, покажется необычной…

– Готовится распоряжение (надо понимать, самого губернатора. – Ред.), в котором будет рекомендовано заморозить тарифы на ЖКХ на уровне 2008 года. По крайней мере, до конца первого квартала, – сказал губернатор и добавил, что в работе находится письмо с просьбой оставить на уровне прошлогодних и расценки на услуги городского транспорта.

– У нас нет другого варианта, – подытожил Сергей Морозов и вскоре покинул зал.

Словом, ответить на вопросы наших читателей «Как, по каким тарифам платить?

Вернут ли переплаченное?» мы пока не можем. Да и никто не может.

Похоже, что тариф на газ, тепло и горячее водоснабжение будет снижен именно с 1 февраля. Во всяком случае, об этом говорила на заседании в Думе глава областного Комитета по тарифам и ценам Алена Гаршина. Выходит, за январь придется заплатить по первому, завышенному, варианту. Когда снизят тарифы на холодную воду, водоотведение, вывоз ТБО и насколько – вообще не ясно. К пятнице готовилась прессконференция руководителя городского комитета по тарифам Елены Шмауковой, на которой, видимо, должны были объявить конкретные цифры. Но как тогда быть с рекомендациями губернатора оставить тарифы на уровне 2008 года? Причем оставить пока только на три месяца? Необходимо время, чтобы оценить, насколько это реально в нынешних обстоятельствах. О намерении снизить тарифы за счет возможностей профильных предприятий пока говорит только власть. При этом руководство самих предприятий остается в тени – ему пока слова не давали.

Исключение, пожалуй, составляет только директор «Ульяновскэлектротранса» Василий Черныш. Во вторник на аппаратном у мэра он в нескольких словах описал безрадостную, если не катастрофическую, картину состояния трамвайного и троллейбусного хозяйства. Но о снижении расценок на проезд Черныш ничего не говорил.

Бардак в тарифной теме усугубляет еще один момент: депутаты настаивают, чтобы РИЦ, который занимается сбором платежей, снизил комиссионные сборы с населения с трех процентов до двух, как это практикуется в некоторых банках. Заместитель мэра Александр Букин почему-то попросил этот вопрос не поднимать хотя бы до марта.

Не удивительно, если окончательно сбитое с толку население хотя бы из чувства самосохранения перестанет пока платить вовсе.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА