Абсолютный музыкальный слух – не помеха для работы на железной дороге
Старший осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле КбшЖД Александр Дергунов при осмотре грузового поезда на слух заметил трудновыявляемый дефект – трещину боковой рамы вагонной тележки.
«Как обычно, перед началом смены на пункте технического осмотра (ПТО) провели планёрку. Зимой – в условиях низких температур – особое внимание обращается на состояние боковых рам, надрессорных балок, автосцепок и тормозной магистрали, то есть на те места, где могут возникнуть дефекты. Пришёл поезд, вышли осматривать. Во время осмотра обратил внимание на узел боковой рамы вагона-цистерны. Простучал его – что-то в звуке не то чтобы не понравилось – сомнения появились. Когда металлической щёткой почистил, увидел небольшую царапину. Достал увеличительное стекло, пригляделся – трещина. А ведь состав предназначался для перевозки сжиженного газа», – говорит Александр.
Ещё в школе учителя обратили внимание на почти абсолютный музыкальный слух Саши Дергунова, даже рекомендовали родителям определить ребёнка в музыкальную школу.
«Я упирался изо всех сил: мне не хотелось ходить после уроков учиться музыке, как девчонке, – говорит Саша. – Другое дело – техника. Всякие машинки, поезда, конструкторы – вот это для настоящих мужчин». Максимум, на что согласился тогда Саша, – это школьный хор. Но и там он пропел недолго, хотя руководитель прочил ему карьеру певца. Гораздо интереснее всё свободное время было проводить с отчимом в гараже. Там уже не игрушечные машинки, а настоящая, «взрослая» техника. Страсть к ней у Александра – заслуга отчима Ивана Ивановича. Он работал водителем на грузовике, и Саша частенько наблюдал, как он копается в моторе, меняет масло или настраивает карбюратор. Так и привык глаз замечать технические мелочи, определять на слух, как работает двигатель.
Круглопольскому осмотрщику всего 29 лет. На железную дорогу пришёл работать в 2004 году после службы в Вооружённых силах. На его счету уже не первый серьёзный дефект, выявленный в вагонах. Сам Александр считает свою работу семейным делом. Мать Нина Андреевна всю жизнь работала дежурной по переезду, ныне на пенсии. Два старших брата – Андрей и Сергей – работают составителями поездов на станции Белый Ключ Ульяновского отделения.
Сашин музыкальный слух пригодился в его теперешней профессии осмотрщика вагонов.
«Когда я пришёл работать в депо, меня всей сменой учили, как правильно встречать поезд, с ходу, то есть на слух, определять неисправность кузова, тележки и колёсной пары, – говорит Александр Дергунов. – Однажды, ещё на учебе, прошёл вагон, вижу, что всё в порядке, а мастер меня спрашивает: «Что не так сделал?» Я голову ломаю, вроде всё правильно: обстучал, послушал, осмотрел. Буксовый узел, автосцепка, рама, колесо, тележка в порядке, металл звенит, как положено. А он говорит: «Когда тележку осматривал, почему не присел? Сверху из кабинета будешь смотреть, если дорастёшь, а пока так – к вагону с поклоном».
По словам наставника Александра, старшего мастера ПТО Ульяновск-Центральный Вели Велиева, ещё будучи учеником слесаря в депо, Саша показал себя смышлёным пареньком, как говорится, обращался с техникой на «ты».
Руководство депо и профсоюзный комитет эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле обратились к руководству КбшЖД с просьбой поощрить за безупречное выполнение служебных обязанностей осмотрщика вагонов Александра Дергунова.
Дмитрий Попов, соб. корр. «Гудка» Ульяновск