В музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» ГИММЗ «Родина В.И. Ленина» работает персональная выставка молодого художника Дмитрия Бобровича.

То, что здесь регулярно показывают произведения молодых живописцев и скульпторов, не удивительно. Сотрудники музея убеждены, что результаты творческих поисков молодых авторов не стоит держать в мастерских, где их видит только ограниченный круг зрителей. Они должны вставляться на всеобщее обозрение в музейных залах.

Дмитрий Бобрович в свои 28 лет представляет собой достаточно яркое художественное явление. В творчестве он разнообразен: живописец, график, сценограф, кукольник, дизайнер интерьеров. И трудно сказать, в какой из сфер Дмитрий преуспел больше. Отличает его богатая фантазия, умение придать сказочные черты обыденным предметам, склонность к гротеску. Он умеет и любит сочинять сказки на полотнах, для него они – возможность рассказать о себе и своем отношении к миру.

Экспозиция выставки построена на эскизах к спектаклям Ульяновского областного кукольного театра. Здесь Бобрович после окончания художественного отделения Ульяновского училища культуры проработал семь лет, оформив с десяток спектаклей. Сейчас он работает там как приглашенный художник. Говорит, что это дает ему больше свободы для творчества.

Последний его спектакль в этом театре – «Соломенный жаворонок». В постановке режиссера Людмилы Гавриловой, основанной на славянской мифологии, фантазия Дмитрия могла развернуться в полную силу. При минимуме декораций он сделал акцент на костюмах актеров. В спектакле задействована практически вся труппа. Большинство артистов играют персонажей без кукол, но с масками своих героев на лицах. Получилось яркое карнавальное зрелище, в центре которого устрашающий Птич – птица-дерево-человек – злодей в перьях и в коре и противостоящий ему положительный герой – Мальчик, которому помогает Соломенный жаворонок. Русалкам Дмитрий сделал плавающие на «волнах» поролоновые хвосты, которыми они ловко управляют. У костюма Кентавра художник усложнил конструкцию, и артист может изображать своего персонажа без напарника. «Скачут» по сцене два «каменных» всадника на лошадях (на самом деле они из поролона), удивляя подвижностью и светящимися глазами…

К спектаклю Бобрович разработал еще и модель программки – подвижной картинки в виде раскрывающего крылья жаворонка, которого дети должны в особо сложные моменты в действии поднимать вверх, чтобы помочь Добру одержать победу в борьбе со Злом.

Представлены на выставке и работы Дмитрия, созданные с помощью гуаши и масла. Натюрморты у него тоже своего рода маленькие спектакли. В «Алхимике», «В мастерской», «В кабачке» и других предметы, которыми оформлена сцена, живут своей неведомой очеловеченной жизнью. Присутствует атмосфера сказочности, прозрачного намека на существование иных реальностей.

Любопытна «шахматная» картина «Е2-Е4», представляющая собой части незавершенной пока серии. Она позволяет говорить о Бобровиче как художнике с философским взглядом на мир.

Как он рассказывает, идея с историями из жизни шахматных фигур была навеяна ему музыкальным произведением Равеля «Балеро». Была создана первая часть, начинающаяся как реалистический натюрморт: шахматы, стол, очки, кофемолка… А дальше, если присмотреться, можно увидеть, как кофейные зерна из кофемолки превращаются в шахматные фигуры. Начинается война, кофемолку-башню берут штурмом… Это Мельница жизни, потому что убитые или плененные воины потом снова превращаются в зерна, и все начинается заново…

Сейчас Дмитрий переписывает первую часть серии, потому что в прошлом году у него эту работу купили на его персональной выставке в Саратове. Ему нравится сочинять и рассказывать художественным языком истории о вещах, навевающих воспоминания об историях вполне человеческих.

Еще одна сфера его деятельности, которой художник увлечен в последнее время, – оформление интерьеров. Художника приглашали музеи Ульяновска. На его счету создание художественных образов выставок «Знакомьтесь, Обломов!», «Пугачев в Симбирске», «Семь чудес Ульяновска», «Две жизни барона Мюнхгаузена».

Теперь все чаще делают заказы кафе и рестораны. Дело дошло до того, что с четырьмя друзьями Бобрович организовал свою творческую мастерскую под названием «Папа Карло». Ребята занимаются оформлением интерьеров с использованием кукол, масок и других артпредметов. Как здорово, что удается зарабатывать на жизнь делом, которое ты любишь!

Кстати, на улице Федерации совсем недавно открылся новый ресторан с куклами от «Папы Карло» в витринах. Забавные фигуры Рыбака, Мясника, Охотника и Пьяницы, сделанные с доброй иронией, останавливают взгляд.

О мастерстве Бобровича-кукольника говорит уже тот факт, что ему делают заказы на изготовление кукол известных в городе и области людей. Неожиданным для художника было предложение сделать куклу губернатора Сергея Морозова.

А кто Учителя? Дмитрий вспоминает добрым словом тех, кто развивал его фантазию, поощрял стремление искать свой стиль. Это Людмила Николаевна Зинина из детской художественной студии во Дворце профсоюзов, Евгений Георгиевич Усердное из детской художественной школы, Ирина Викторовна Соловьева и Владимир Иванович Черкунов из училища культуры и другие.

Когда учился в Тольяттинском госуниверситете, появились другие преподаватели, с другими подходами. – Для меня было потрясением, – вспоминает Дмитрий, – когда молодой педагог Сергей Совков, посмотрев мои эскизы, принес на следующий урок собственные работы и стал спрашивать совета у меня. Он тоже делал фантазийные вещи и решил со мной этим поделиться.

Отрадно, что Бобрович не хочет останавливаться, а хочет меняться. Он мечтает создать декорации к спектаклям для взрослых, дальше писать философские картины. Дай Бог, чтобы у него хватило на все времени и энергии…

Ирина Морозова