На расширенном совете при губернаторе рассматривался вопрос, по определению самих организаторов, болезненный -оптимизация всей социальной сферы региона, то есть здравоохранения, образования, культуры. Выступления на этом форуме были достойны того, чтобы их разобрать на крылатые выражения. От власти.

Запаса прочности нет

Чиновники из города и области на совете при губернаторе были представлены чрезвычайно широко -фойе Большого зала Мемцентра было забито под завязку. «Мы хотим донести до широкой общественности суть оптимизации. Прошу внимательно выслушать и сделать правильные выводы», – разъяснила «делегатам» губсовета поставленную перед ними задачу заместитель председателя правительства Тамара Девяткина.

Суть оптимизации – это сокращение и урезание по всей области фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), больниц, школ, детсадов, библиотек, слияние под одной крышей разных учреждений социальной сферы, освобождение от ветхих зданий и… экономия за счет этого средств. На нее, во всяком случае, и расчет. Почему вопрос об оптимизации возник вдруг так спешно? Дело даже не в кризисе, а в том, что.

во-первых, высказался по этому поводу президент страны: «Вопросы оптимизации расходов выходят на передний план». (Выдержки из речи Дмитрия Медведева густо цитировали, распечатки раздали участникам совета на руки. – Ред.) Во-вторых, потому что в области «дожевали все, что осталось с советского периода, и запаса прочности нет», – это уже цитата из речи губернатора.

Зеркало не виновато…

По словам губернатора, попытки сохранить то, что было, начали предприниматься только в 2005 году, то есть с его приходом к власти. Тогда в «социалку» пошли большие вливания средств… Как выяснилось, «вопреки экономической целесообразности и даже интересам жителей», – это все из признаний Сергея Морозова.

Коллеги по правительственному цеху, не жалея себя и всех, кто с 2005 года стоял у руля области, сыпали обличающими фактами: 24 учреждения образования в Ульяновской области в аварийном состоянии, 14 человек – средняя наполняемость классов по области, в одной из школ Барышского района на 36 учеников – 28 учителей, то есть школы стоят полупустые. На содержание пустующих школ в области в прошлом году затрачено 318 миллионов рублей, это половина собственных доходов Димитровграда за шесть месяцев. При почти индивидуальном обучении – качество знаний низкое, результаты ЕГЭ в Ульяновской области по сравнению с результатами по стране ужасные.

Малая наполняемость классов, по словам Девяткиной, одна из причин того, что дети не могут адаптироваться к жизни в больших коллективах -отсюда ужасающие цифры по детской преступности.

В том же тоне была представлена информация по здравоохранению.

Свое выступление Тамара Девяткина закончила образно и несколько отвлеченно, назвав приведенные факты отражением в зеркале нашей нынешней действительности: «Зеркало показало картину мифов и прикрас. Но оно не виновато…». Вечный российский вопрос «Кто виноват?» снова повис в воздухе.

Для популистов

«Пытаются в мутной водице набрать дешевый популизм», – это губернатор об оппонентах оптимизации. Видимо, заочных, потому что зал внимал планам правительства, не возражая.

Единомышленников и «дешевых популистов» заодно губернатор заверил: «Центры образования, здравоохранения и культуры должны отвечать современным требованиям, и денег на это жалеть не будем». За скобками осталось, что «жалеть-то» и нечего: встают предприятия, идут сокращения, режут городской и областной бюджеты, а «прогнозы по налоговым поступлениям крайне неутешительные», – последняя фраза -цитата из выступления губернатора на заседании в Гордуме.

Теоретически идеологи оптимизации знают, откуда взять деньги на «социалку». На губсовете эту тему прокачивали настойчиво: дескать, средства, сэкономленные от урезания и слияния, пойдут на развитие все тех же больниц, детсадов, школ, библиотек и проч. Но в эти планы не вписывается тезис оптимизации, который губернатор назвал главным: «Прежде чем сломать, надо построить».

Сначала сломают, а потом как получился

Вот это реальный принцип. Например, в городе идет сокращение больничных коек с прицелом на то, что лучше обязано работать первичное звено, а во главе дела должны стоять профилактические мероприятия. Профилактикой в здравоохранении и не пахнет. Диспансеризация не в счет, она только выявляет хворых, а потом они идут на все четыре стороны, потому что в поликлиники не пробиться.

Или взять судьбу кардиодиспансера, поликлинику которого отправили с улицы Кузнецова в профилакторий «Автомобилист», где, по словам министра Прокина, было сподручнее организовать современную кардиослужбу, построенную на высоких технологиях. Высоких технологий там как не было, так и нет, зато два здания, соединенные переходом, которые обжили кардиологи, терпят бедствие: одно треснуло, в подвале второго стоит вода. Теперь прокачивается еще одна идея – перевод стационара кардиодиспансера из Поливно в парк «Молодежный», в здание центра профпатологий. Если план будет реализован, то по прежнему варианту: сначала сломают, а потом как получится.

Еще несколько примеров: в редакцию «СК» идут сигналы SOS по поводу оптимизации ЦГБ, там режут так называемые резервные койки в инфекционном отделении, сливают два хирургических отделения в одно. В областной больнице идет объединение двух эндокринологических отделений, в результате которого якобы планируется расформирование основного костяка специалистов многопрофильного отделения «Эндо-1». Оптимизируют эндокринологов вопреки, мягко говоря, настораживающим тенденциям: эндокринологические заболевания стремительно прогрессируют.

Открыто -игнорировать

«Все преобразования должны осуществляться максимально гласно и открыто», – это еще один тезис оптимизации, на котором настаивает губернатор. И он явно противоречит всему ульяновскому опыту. Что уж тогда говорить о районах?

Борьба пациентов 2-й областной больницы и родителей 68-й школы -тому пример. В первом случае в целях проталкивания своих планов власть создала рабочую группу по оптимизации лечебного учреждения и пригласила к участию в ней ветеранов, пациентов больницы. Стариков только раз позвали на заседание, а потом отстранили от дел. Если бы не их напор и настойчивость, с больницей было бы давно покончено.

Буквально ломают учителей и родителей 68-й школы, протестующих против слияния с лицеем Эдварса. Люди официально заявляют о случаях шантажа, угроз, о нажиме и обмане. В рядах протестующих -более трехсот человек, но это не мешает власти открыто игнорировать их позицию.

И, наконец, еще один принцип оптимизации по-ульяновски, который, наложившись на все прочие, может привести многострадальную «социалку» к катастрофе. Оптимизировать намерены быстро. «Мы не будем черепашьими темпами заниматься модернизацией учреждений здравоохранения и образования», -обещал губернатор.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА