Ответ: Карабас-Барабас и ульяновский художник Дмитрий Бобрович
Недавно в витринах одного из кафе в центре города поселились развеселые мужички – это куклы молодого театрального художника Дмитрия Бобровича. Он -выпускник городской художественной школы, художественно-графического отделения Ульяновского училища культуры, Тольяттинского госуниверситета. В течение семи лет оформляет спектакли Ульяновского областного театра кукол. Кроме этого, занимается рекламой и дизайном интерьера. В залах музея «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» продолжается выставка работ Дмитрия Бобровича, которая стала поводом для интервью.
– Как ты оказался в театре кукол?
– Я очень благодарен художнику Ульяновского драматического театра Ирине Соловьевой, это она мне посоветовала показать эскизы в театре кукол. Сам я тогда даже не совсем представлял, где он находится.
В училище можно было попробовать себя в разных техниках – освоить витраж, гобелен, батик, мозаику. Мне нравилось лепить, потому что результат сразу виден. Маски делал, скульптурки. Овладел техникой папье-маше. Очень люблю наблюдать за человеческой мимикой. В транспорте такие лица иногда встречаются! Когда делал кукол к «Недорослю», никак не мог найти лицо Простаковой. Наконец сделал эскиз (он сейчас на выставке) и вдруг в маршрутке вижу женщину с таким же лицом! А я-то думал, таких утрированных черт, такой агрессии в жизни не бывает…
– Когда у тебя появился «свой почерк»?
– Мы еще в училище экспериментировали с кляксами -было такое задание. Тогда у меня уже была графика в такой технике – с наплывами, потеками. Реализм мне не очень интересен. В любом, самом скучном, задании я пытался найти какую-то «лазейку», чтобы было интереснее его выполнять: плоскости нарушал, перспективу… Позже из обычных постановочных натюрмортов получались картины, «Бобризм», например.
– Насколько важна роль художника в кукольном театре?
– В театре кукол его роль, на мой взгляд, даже важнее, чем в драматическом. Мне кажется, иногда художнику даже позволительны вольности с текстом, в том числе в известных пьесах. Например, в «Буратино» у нас Карабас-Барабас забирается не на сосну, а на Пизанскую башню, борода наматывается на нее, и от этого башня наклоняется. Кота Базилио Лиса возит в инвалидной коляске: у Лисы на ноге огромный гипс, которым она его пинает. В какой-то момент она сбрасывает его с коляски, разворачивает ее к зрителю спинкой, а там плакат с фотографиями кота в профиль и анфас – «Внимание, розыск!». Тогда же мы придумали перед премьерой разбрасывать в фойе листовки: «В театре действует банда опасных преступников, сообщайте в администрацию». В «Золотом петушке» наш Царь поднимает голову с подушки, и подушка остается у него на голове в виде треуголки. И он, как Наполеон, расхаживает по сцене.
– Сколько времени уходит на подготовку спектакля?
– По-разному. Например, для спектакля «Соломенный жаворонок» вся материальная часть была выполнена за три
месяца – костюмы, декорации… Его готовили к фестивалю, и сроки были очень жесткие. И актерам иногда куклу дают за две недели до премьеры, это очень короткий срок, чтобы все возможности куклы освоить.
– Часто смотришь свои спектакли?
– Да, конечно: мне интересна реакция зрителей. Детей сейчас тяжело чем-то удивить. Они ждут от театра эффектов, к которым привыкли в мультфильмах, компьютерных играх. (Кстати, в театральном киоске продаются разные светящиеся палочки, мечи, которых не было в нашем детстве, и когда в зал все это приносят, это сильно отвлекает от сцены.) В спектакле должно быть много перестановок, картинка должна все время меняться, детям это важнее, чем диалог. Поэтому в моих постановках -сложные декорации.
– А мамы и папы как реагируют?
– Неплохо. Особенно папы, иногда забавно слышать в зале: «Смотри, сынок, какая танцовщица». Курящий кот вызывает оживление среди мам почему-то.
– Куклы всегда считались игрушками особыми, неслучайно возникли легенды об оживающих куклах…
– Кукла живет своей жизнью, но связь между куклой и человеком, конечно, есть, особенно когда делаешь ее похожей на какого-то реального человека. «Лягушка-путешественница» оказалась очень похожа на бывшего сотрудника театра, который уехал в другой город, и когда спектакль поставили, этот человек вдруг к нам вернулся.
-Ты не пробовал иллюстрировать книги?
– Я сотрудничал с одним ульяновским детским журналом. Разочаровывает, когда делаешь одно, а в результате из печати выходит другое -картинка обрезана, цвет изменен, деталей не видно. Это была не вина журнала, просто
“технические условия были такие. Хотелось бы сделать иллюстрации к сказкам братьев Гримм. Хорошо представляю, как можно оформить «Красную шапочку» Шарля Перро -у книги обязательно должен быть квадратный формат, готический шрифт, буквицы.
– Вопрос к Бобровичу-дизайнеру: что люди хотят видеть в своем интерьере?
– Очень часто детали определяет не хозяин квартиры, а дизайнер, автор проекта. В фирме, с которой я сотрудни1 чаю, все продумывается до мелочей. Есть договоренность, что мы не повторяем даже удавшийся интерьер: он должен быть уникальным. Был один очень интересный заказ: в большом зале с камином во всю стену делал роспись с изображением римского Колизея. В другой раз оформляли детскую комнату в стилистике мультфильма «Тачки», кроватку сделали в виде машины с зажигающимися фарами, открывающимися дверками. Причем в процессе выяснилось, что главный поклонник этого мультфильма не ребенок, а его папа…
Ольга ТЮРИНА