В связи с кризисом власть еще раз призвала ульяновцев любить родину. 28 января около проходной завода «Автодеталь-Сервис» состоялся митинг в поддержку отечественного автопрома. Такие акции партия «Единая Россия» провела и в других центрах российского автомобилестроения. Журналисты окрестили их акциями по обожанию автопрома. В резолюции «обожательного» митинга в ульяновском варианте решение правительства о повышении таможенных пошлин на подержанные иномарки было названо «оправданным и своевременным».

На Ульяновском автомобильном заводе работает около 15 тысяч человек, еще столько же – на смежных с ним предприятиях региона. «У нас семьи, дети, поэтому государство должно принимать меры, чтобы наше предприятие осталось на плаву», – сказал в беседе один из участников митинга.

Действительно, при всех изъянах российского автопрома он дает работу сотням тысяч человек, обеспечивает долю госзаказа для армии, МЧС, медицины. Но когда люди собираются потратить на покупку автомобиля свои личные деньги, от их патриотизма, как правило, не остается и следа. И чтобы понять это, достаточно поговорить с автолюбителями.

Например, у окошка регистрации транспортных средств в ГИБДД.

– Замечательно, что митинги проводят, только, кроме митингов, нужны качественные машины, и тогда их будут покупать, – сказал мне хозяин только что купленной «Вольво». Как только мы взяли «Волгу» с завода, у нее тут же отвалилась деталь, так и пёхали всю дорогу до Ульяновска без этой детали.

Молодой человек, который ездит на «Мазде», зарекся покупать российские модели после одного случая: – По вине отечественного автопрома я перевернулся и вылетел в кювет, потому что у «Лады» отвалилась стойка, шток был бракованный. С тех пор я поддерживаю зарубежного производителя, потому что наши автомобили не отвечают требованиям безопасности.

Шофер с сорокалетним стажем Алексей говорит, что в своей жизни водил все, что движется по земле, – от велосипеда до танка.

Он на опыте убедился, что российские модели машин проигрывают иностранным в надежности: – Их все время приходится ремонтировать – там застучало, тут заскрипело… Эти постоянные мелкие ремонты раздражают. У моего сына – «Лада» 11-й модели, так за три года он поменял 11 расширительных бачков, куда заливается охлаждающая жидкость, потому что они все время лопаются. Я двумя руками за отечественного автостроителя, только пускай они машину нормальную делают и не пытаются разбогатеть на повышении цен.

В день митинга уже было известно, что с 26 января «АвтоВАЗ» поднял цены на автомобили «Лада» в среднем на 2,45 процента.

Например, «Лада-Приора» подорожала на 10 тысяч рублей. По этому поводу «Единая Россия» выразила руководству завода неудовольствие: мол, правительство вас поддержало, а вы ему – такую свинью.

Известный обозреватель Юлия Латынина аккурат перед новым годом предсказала такое развитие событий: «От введения высоких запретительных пошлин на иномарки пострадают все автовладельцы России: вне зависимости от того, ездят они на «жигулях» или «мерсах».

У них уменьшится свобода выбора, а у «жигулей» возрастет цена и упадет качество, по той простой причине, что при вводе запретительных пошлин цена отечественного автохлама всегда растет, а качество всегда падает».

Так что с политической точки зрения ВАЗ поступил некорректно, а с экономической – очень даже предсказуемо. Точно так же – разумно и предсказуемо – ведет себя любой здравомыслящий потребитель, независимо от того, что он покупает: сковородку, стиральную машину, автомобиль или самолет. Он ориентируется на соотношение цены и качества. Вот, например, секретарь политсовета региональной организации «Единой России» Игорь Тихонов, организатор митинга в поддержку отечественного автопрома, потребитель грамотный. В интервью он признался, что купил себе внедорожник «Хёндэй», и обосновал свой выбор так: – Если я поддерживаю наш автопром, то это не значит, что я обязан ездить на машине отечественной марки. Я купил машину не у перекупщика, не подержанную со свалки, а новую, в официальном салоне, который заплатил все налоги, и даже этим я как налогоплательщик внес лепту в экономику нашего государства. Но я знаю, что есть люди, которые выбирают между отечественными моделями и подержанными иномарками, и мы должны создать такие экономические условия, чтобы люди выбрали отечественную модель.

Министр промышленности Ульяновской области Вильдан Зиннуров шесть лет ездил на личном «уазике» и понял, что из-за большого расхода бензина и короткого интервала между ремонтами эксплуатировать эту машину накладно. Несмотря на то, что в последнее время качество уазовских машин, по его словам, выросло, а межремонтный пробег увеличился, Зиннуров предпочел приобрести себе подержанную «Хёндэй» годичной давности, то есть не старую, не «со свалки», а наоборот, после тест-драйва.

Служебный автомобиль у министра – тоже этой марки. Как экономист Зиннуров понимает, что протекционистские меры правительства, ограничивающие конкуренцию на российском рынке, имеют плюсы и минусы: – Плюс – это то, что мы сохраняем рабочие места, – говорит Зиннуров. – Минус – технологическое развитие может затормозиться. Руководители сегодняшнегодня должны оценить, что такое монополизм, к чему он ведет, что такое «ручное управление». Это временная мера. Без рынка не будет развития, не хотим же мы вернуться к полуторкам.

В конце 90-х годов тогдашний вице-премьер Борис Немцов выступил с идеей пересадить российских чиновников с «Мерседесов» на «Волги». Разумеется, у него ничего не вышло: идею не только саботировали, но и высмеяли. А мысль была здравая: пока высшие чиновники остаются патриотами отечественного автомобиля только на словах, он будет проигрывать иномаркам. Игорь Тихонов говорит, что российский автопром работает в сегменте широкого потребления и не делает машины представительского класса: «В жизни чиновника и так много лишений, поэтому не обязательно ему ездить на очень простой машине». А как было бы здорово: отмитинговав в поддержку УАЗа, правительство Ульяновской области в полном составе пересаживается на «Патриоты», пиар-волна идет по всей стране, великий почин подхватывают в других регионах и, наконец, в Кремле…

– Не надо бросаться в крайности, – остужает фантазии Вильдан Зиннуров. – На рынке должны присутствовать разные машины, потому что есть люди разного достатка и профиля работы. Нужно подтягиваться к уровню иномарок, постоянно совершенствовать качество, чтобы не остаться на обочине.

Надеюсь, принятые меры будут этому способствовать. Может быть, в результате мы получим новые заводы, где наши люди будут производить «Тойоты» и «Ниссаны», ничего в этом дурного нет, лишь бы это было здесь и у нас.

Работник УАЗа Александр, руководитель среднего звена, заступается за продукцию своего завода: – Разве плохая машина «Патриот»- Или «Хантер»Есть недостатки, но это – человеческий фактор: кто-то гайку не так завернул… Да, за границей этого не потерпят, а у нас пока проходит. Ну, не доросли пока до их уровня.

Если сравнить зарплату у них и у нас, то это небо и земля.

Поэтому иногда наши рабочие халатно относятся к делу.

Надо заинтересовать людей деньгами, тогда будут держаться за место.

До сих пор отечественные автомобили конкурировали за счет низкой цены. Руководство автозавода признает: если сегодня резко поднять зарплату рабочим, УАЗовские модели станут неконкурентоспособными. Это касается и продукции других заводов. Менеджер по продажам одного из автосалонов Ульяновска Ильдар Сулейманов говорит, что в ценовой категории до 300 тысяч рублей (это ниша автомобилей «Лада») уже сегодня можно найти новые иномарки, не говоря уже о подержанных импортных двух-, трехлетках.

Зато, в отличие от отечественных авто, вы получаете доказанную надежность и безопасность, к тому же дополнительное оборудование (сигнализация, музыка и так далее). Сулейманов приводит пример своих знакомых, которые купили новую «Ладу-Приору» и были вынуждены ставить на нее бесшумные замки и делать шумоизоляцию, что встало в приличную копеечку. Последнее конкурентное преимущество «россиян» – доступные запчасти – тоже отпало: с запчастями для иномарок сегодня проблем нет.

Похоже, отечественный автопром вместе со всей страной потерял восемь «тучных» лет, когда при благоприятной экономической конъюнктуре можно было заниматься кардинальным технологическим и организационным перевооружением производства. Теперь приходится возвращаться к «ручному управлению» и митингам по обожанию. Их организаторы откровенно сталкивают интересы автомобилестроителей с интересами других категорий населения и намекают на происки Запада. Все это мы уже проходили, и не однажды. Вот это и опасно.

Сергей ГОГИН.