Жизнь – она, как зебра, полосатая, и тротуары зимой в Ульяновске с некоторых пор стали напоминать шкуру копытного животного и саму жизнь: тут полоска белая – снежная, там темная – от снега очищенная. Ульяновцам приходится к такому разнообразию приспосабливаться. Там, где снега нет, можно пойти побыстрее и разогнаться, а там, где снег, или, в более теплую зимнюю погоду, того хуже, лед нечищеный, нужно передвигаться почти ползком, осторожно ставя ногу при каждом шаге.

В пресс-службе мэрии такой тротуарный разнобой объясняют просто.

Прилегающую к зданиям территорию должны очищать владельцы или арендаторы помещений. А они к благоустройству относятся разнообразно.

Кто-то дворнику платит больше, тот и чистит лучше, кто-то рассчитывает вообще без дворника обойтись и ждет, пока на его участке само все растает, а заодно наблюдает за людьми, раскорячивающимися, чтобы нечищеный кусок тротуара преодолеть.

Картину такую чаще всего можно увидеть на центральных улицах районов – там в зданиях много магазинов и арендаторов, и каждый из них по-своему подходит к решению снежного вопроса.

Хотя у предпринимателей свои заботы. Чиновники им в последнее время передают все больше обязанностей по благоустройству. Если с необходимостью чистить снег перед входом в свой магазин никто и не спорит, то некоторые из предложений власти бизнесменам кажутся чрезмерными. Например, раньше из районных администраций к руководству торговых точек регулярно приходили письма с предложением к праздникам или визитам высоких гостей установить лавочки, посадить клумбы и так далее. Предложение – не принуждение, но большинство предпринимателей предпочитали предложения от чиновников принимать. Улицы становились чище и благоустроеннее, а в городе, пусть и с помощью предложений, от которых сложно отказаться, рождался социально ответственный бизнес.

Но в этом году, рассказали нам в одном из магазинов Заволжья, администрация района решила пойти дальше. В магазин принесли договор, который предложили подписать предпринимателю. В предмете договора значится: «Сторона – 1» (то есть администрация района. – Ред.) поручает, а «Сторона – 2» (то есть администрация торговой точки. – Ред.) обязуется содержать в образцовом порядке все элементы внешнего благоустройства, расположенные на закрепленной территории, согласно схеме закрепления (Приложение №1)».

Правда, в Приложении №1 к договору схемы никакой не обнаруживается. Там – только надпись: «Закрепленная территория». Принесший договор сотрудник администрации, рассказали в магазине, территорию эту обозначил устно – от входа до автомобильной дороги, со всеми кустами и газонами между тротуаром и асфальтом.

Еще к договору прилагается перечень обязательных работ, которые администрации магазина после подписания документа придется взять на себя. В него входят покос травы, устройство газона, срезка и вывоз грунта, подрезка кустарника, деревьев, очистка и покраска бортового камня, помывка и покраска опор, уборка и вывоз мусора, установка урн, посыпка песко-соляной смесью, наличие уличного освещения и наличие номерного знака на здании. В общем, если администрация магазина договор подпишет, придется ей заводить собственный отдел ЖКХ и налаживать производство номерных знаков.

Чем при этом станут заниматься муниципальные жилищно-коммунальные службы, не очень понятно. Пока в этой торговой точке подписывать договор не спешат. Администрация намерена проработать с юристом то, насколько соответствуют предложения чиновников прописанным в законах обязанностям арендаторов торговых помещений.

Хотя горожан подобные разбирательства чиновников и бизнеса волнуют мало. Снег снова падает, кружится и на тротуары ложится, и пробираться по ним местами приходится чуть ли не ползком. А значит, отлаженной системы по очистке тротуаров в городе нет.

Полина НЕЛИДОВА