Нужно признать, что экологическая агитация за то, чтобы новогодние праздники в наших домах украшали не живые ели и сосны, а искусственные, дает определенные результаты. Ежегодно все больше людей запаху живой хвои предпочитают искусственные деревца. Тем не менее, трехсотлетняя традиция украшать новогодний праздник живыми деревьями еще долго будет жить. А значит, ежегодно порождать старые проблемы.

Колючая зеленая проблема

Обычно городские власти попросту закрывали глаза на проблему выброшенных после праздников новогодних сосенок. Наши попытки выяснить, когда все-таки будет организован их вывоз, обычно вызывали среди рядовых чиновников мэрии приступ легкой паники. В этом году наконец-то была предпринята первая обнадеживающая попытка организовать вывоз отслуживших свое новогодних украшений. Мэр Сергей Ермаков даже публично и как обычно твердо пообещал, что к 1 февраля все выброшенные новогодние елки и сосны будут вывезены из городских дворов.

Как это чаще всего у нас бывает, обещанное было выполнено лишь частично. Действительно возле внутридворовых помоек в течение января время от времени появлялись грузовики и трактора с тележками, которые вывозили накопившиеся выброшенные сосенки. Но вывозилась только меньшая часть использованных деревьев. Более половины скопившихся сосен коммунальщики ликвидировали старым проверенным и для них совершенно безнаказанным способом – их просто сжигали на месте. Заодно в этих посленовогодних кострах сжигался другой бытовой негабаритный мусор. Одним словом, помоечная костровая иллюминация в этом году традиционно завершила новогодние празднества. Примерно за неделю до 1 февраля мэр Ермаков, опять-таки публично, фактически признал, что и это его очередное обещание не будет выполнено.

Во всем виноваты дворники!

Как водится, у нас в России виноватых нашли, точнее, назначили сразу. Ими дежурно стали управляющие коммунальные компании. Однако у коммунальщиков, в свою очередь, тоже есть своя правда. Во-первых, для управляющих компаний вывоз новогодних елок из города это дополнительные транспортные расходы. Во-вторых, на всех свалках существуют лимиты на вывоз бытового мусора. В случае превышения лимита управляющая компания должна за свой счет оплатить излишний мусор. Значит, опять дополнительные расходы. Поэтому коммунальщики и жгут сосны на месте…

Попытки городских властей также по старинке решить проблему, то есть использовать административные меры давления в отношении управляющих компаний, как показывает практика, в рыночных условиях тоже малоэффективны. Частник все равно найдет тысячу способов выкрутиться из-под пресса административных мер и сохранить в своих карманах лишнюю копейку. Да и административных мер у властей осталось не так уж много. Городские власти в очередной раз оказались бессильными перед зеленой январской лавиной.

Цветочный горшок или рубль

Стало быть, решение проблемы нужно искать в другой плоскости. Просто частника нужно заинтересовать рублем. И дело это вполне реальное. Кстати, проблема массовой утилизации елок актуальна не только для России. Например, столица Мексики г. Мехико тоже длительное время страдал от завалов послепраздничных деревьев. Тамошние власти нашли выход из положения в создании нескольких специализированных мини-заводов, которые перерабатывают елки в удобрения. За каждую сданную елочку жителю Мехико сейчас выдается горшок с цветком. В итоге, в столице Мексики давно уже нет никаких елочных завалов после праздников, а балконы города украшают миллионы цветов.

Но мы то ведь живем не в какой-то там экваториальной Мексике! Мы живем в северной гордой стране. Поэтому нам не нужны цветочные балконы. Нам и сосен горящих вечерами под окнами на помойках предостаточно.

Не только елочки

Скептики, особенно из числа чиновников, могут сказать, что посленовогодние елки сырье лишь временное и в остальное время мини-заводы по переработке будут простаивать. Отнюдь не так. Достаточно вспомнить о том, сколько имеется сегодня в черте города несанкционированных свалок, которые ежедневно в больших объемах пополняются отходами производства деревообрабатывающих предприятий. При нынешней ситуации вывозить отходы на легальную свалку, оплачивать транспортные расходы и привезенный деревянный мусор для таких фирм, особенно мелких, весьма накладно. Поэтому, как и с елками, чиновники уже много лет никак не могут справиться с несанкционированными свалками отходов деревообрабатывающего производства.

Другое дело, если бы мини-заводы по переработке отходов деревообрабатывающих производств существовали, да еще и находились неподалеку. А за привезенные деревянные отходы с частников на таких заводах не только не брали деньги, а еще им бы и платили! Тогда не то чтобы елки кучами лежали во дворах, было бы невозможно на улицах найти даже деревянную щепочку.

Излишне оптимистичное предположение? Но вы попробуйте сейчас найдите на улице пустую металлическую банку из под пива или лимонада! Так что при разумном подходе к делу создание мини-заводов по переработке деревянных отходов дело не только полезное, но и выгодное.

И эту проблему заболтаем!

Согласно действующему в России экологическому законодательству именно в этом направлении должны действовать муниципальные власти, а не уповать из года в год исключительно на голый административный нажим. Однако пока по большей части у нас в городе все выливается в пустопорожнюю говорильню.

Так еще в конце 2005г. по инициативе мэрии была проведена довольно шумная рекламная кампания в местных СМИ. Ее суть сводилась к тому, что уже в I квартале 2006г. в Ульяновске начнутся работы по реализации проекта по использованию токсичных парниковых газов, выделяемых полигонами твердых бытовых отходов, то есть свалками мусора. Специальные установки, способные выкачивать токсичный газ и сжигать его на специальной горелке, планировалось развернуть на свалках в селах Баратаевка и Красный Яр. Каждая такая установка должна была утилизировать до 95% токсичных веществ, которые обычно испаряются в атмосферу. В дальнейшем на базе этого оборудования планировалось установить газовые турбины, генерирующие электричество, что в условиях нынешнего кризиса было бы совсем не лишним. Тогда же хвастливо утверждалось, что подобные технологии не опробованы ни в одном из российских регионов. Как показало время, в Ульяновской области этот проект так и остался прожектом. Получать практически дармовое электричество из своего же мусора мы тоже так и не стали.

Осенью прошлого года вновь оптимистично заговорили о скором решении проблемы переработки твердых бытовых отходов на специализированных заводах. Заявлено, что первая очередь такого завода начнет строиться уже в нынешнем году в Чердаклинском районе. Инвестиции в строительство обещала вложить немецкая фирма «Ремондис», соглашение с которой областные власти заключили в конце октября. Однако в мэрии Ульяновска, которая должны была выступить главным заказчиком проекта, соглашение о сотрудничестве с немцами тогда по непонятным причинам не было подписали. Нам не известно до сих пор было ли соглашение вообще подписано. К тому же еще неизвестно как будет развиваться ситуация со строительством Чердаклинского завода в условиях мирового финансового кризиса.

Так что, вероятнее всего мусорная проблема, в том числе и елочная, опять не будут решены. Значит в январе 2010 года наши дворы снова будут завалены елочками палеными.

Станислав АБРАМЕНКОВ