Страны ОДКБ договорились создать Коллективные силы оперативного реагирования. Их основу составят российские десантники

Алексей Никольский, Мария Цветкова

Авиабазе США осталось полгода

Войска США покинут военную базу Манас в Киргизии в течение 180 дней с момента обмена нотами между Бишкеком и Вашингтоном, который произойдет в ближайшее время, заявил вчера секретарь совбеза Киргизии Адохам Мадумаров. Посольство США в Бишкеке вчера заявило, что обсуждение будущего авиабазы с руководством Киргизии будет продолжено.

Решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования принято вчера на московском саммите ОДКБ (в организацию входят Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан). Инициативу о создании таких сил президент России Дмитрий Медведев выдвинул на саммите ОДКБ в прошлом сентябре. Вчера две страны заняли при обсуждении этого решения особую позицию.

Сначала Таджикистан на встрече министров иностранных дел дал понять, что торопиться с окончательным оформлением решения не нужно, рассказал замминистра иностранных дел России Андрей Денисов. Но после 15-минутной рабочей встречи с Медведевым президент Таджикистана Эмомали Рахмон одобрил решение, которое дает три месяца для разработки конкретных документов о формировании сил.

Однако при особом мнении так и остался президент Узбекистана Ислам Каримов, и его войска не войдут в Коллективные силы на постоянной основе, а будут присоединяться к ним в случае необходимости.

Костяк сил, как сообщил помощник президента России Сергей Приходько, составят 98-я воздушно-десантная дивизия из Иванова и 31-я десантно-штурмовая бригада из Ульяновска. Другие члены ОДКБ выделят по батальону и общая численность сил может составить свыше 15 000 человек, считает источник в Минобороны. Войска разных стран будут иметь совместимые системы связи и проводить совместные учения, добавляет собеседник «Ведомостей».

Сейчас в Афганистане действуют куда большие по численности силы — под командованием НАТО находится 53 000 солдат (в том числе 20 000 из США), и еще 10 000 американцев действуют самостоятельно, говорит военный эксперт Михаил Барабанов.