В течение жизни многим из нас, по разным причинам, приходится, обретая новую профессию, расставаться со старой, которой отдали свои лучшие годы. Кто-то ностальгирует, кто-то – нет. Для тех, кто работал в культуре, превалирует первое. Об этом размышляет Людмила БЕЛОЗЕРОВА, долгие годы работавшая директором Дворца книги им.Ленина, а ныне – преподаватель УлГУ.
Изменилось ли ваше видение культуры после ухода из отрасли? Нужны ли эти пресловутые «два притопа, три прихлопа», не устарела ли безнадежно культурно-просветительная работа? Не скажу, что эти вопросы, заданные недавним коллегой, так уж неправомочны и крамольны. Действительно, культура переживает пору настоящего обновления, она активно встраивается в современные экономические и социальные реалии, даже стенания по поводу постоянной нехватки средств становятся не главным ее мотивом. Вместе с тем, в ней еще достаточно сильны традиционные формы и методы работы, как правило, связанные с развитием народного творчества. Более всего они необходимы там, куда не доходит высокое профессиональное искусство, а «попса» не сует своего носа в силу экономической нецелесообразности.
Тем не менее, именно народная культура, самодеятельное творчество воспринимаются как нечто архаичное, низкопробное, не соответствующее веку высокой профессионализации, что собственно и прозвучало в вопросе моего собеседника и отражается в устойчивом ироничном выражении «два притопа, три прихлопа».
Мы всегда бедны, и у нас всегда нет средств для оплаты труда работников культуры, на содержание в надлежащем виде сельских клубов, только протопить этих огромных монстров советского наследия никакого бюджета не хватает. К тому же сегодня вопросы «покрытия» культурными услугами населения должны быть увязаны с административными реформами, экономическим кризисом, социальными проблемами. Как в эту упряжку впрячь еще и культурные интересы жителей, задача не из простых. Выход, как всегда, один, – работать, чем и занимаются сейчас в культуре, по возможности стараясь сглаживать острые углы оптимизации в пользу населения.
Не меньшей является острота проблем и в библиотечной сфере. Именно библиотеки, как никакие другие учреждения культуры, подвергаются глубинной перестройке, практически полной трансформации. Новые электронные технологии меняют их суть, миссию, организационную структуру, функции подразделений, взаимоотношения с читателями. Практически все некогда внутренние процессы выходят из стен библиотеки: виртуальное комплектование, виртуальная каталогизация, виртуальные полнотекстовые распределенные фонды, виртуальное библиотечное и библиографическое обслуживание. Даже такой еще совсем недавно незыблемый, основополагающий принцип как «полнота комплектования» теряет свою актуальность перед возможностями интеграции ресурсов.
При должном системном развитии, устойчивом финансировании библиотеки получают шанс преодолеть огромные пробелы в комплектовании своих фондов, образовавшиеся за последние двадцать лет, и снова стать востребованными пользователями, инструментом социального и экономического развития.
Но, развивая информационную составляющую своей деятельности на совершенно новой суперсовременной основе, библиотеки не вправе забывать досуговые формы, те которые скромно именовались культурно-просветительной работой, а сейчас отличаются настоящими новациями, креативностью, идут в ногу с потребностями общества. Люди с удовольствием приходят в библиотеку, чтобы познакомиться с выставкой живописи, поспорить о проблемах бытия, послушать умного человека и даже – танцевать. И это должно приветствоваться и развиваться во всех библиотеках вне зависимости от их статуса, размеров и профессиональных амбиций.
И последнее, можно ли уйти из сферы культуры? С должности в культуре – можно, хотя и это непросто, а вот из культуры – нет. Именно культура, как и у большинства людей, вносит разнообразие в мою повседневную жизнь, определяет ее качество, дает выбор для души, ума, работы, отдыха. Тем более что в запасе есть еще прекрасная возможность стать участником какого-либо народного коллектива, благо – и выбор пока существует.
Людмила БЕЛОЗЕРОВА