Возобновление работы ряда машиностроительных производств, находившихся в простое в январе, позволило снова вернуться к теме, которая еженедельно поднималась на страницах нашей газеты на протяжении предыдущего месяца. Итак, какие же планы строят наши предприятия на 2009 год, который, по прогнозам экономистов, обещает быть достаточно сложным не только в финансовом отношении? Вот что говорят об этом димитровградские руководители
Сергей Геннадьевич Четверов, исполнительный директор ООО «Регион»:
– На нашем предприятии новогодние каникулы особо не затянулись. Уже с 19 января более 90 человек, числящихся в нашей фирме, приступили к работе. Ведь помимо первичного рынка, а мы поставляем свою продукцию на ряд сборочных конвейеров, есть и вторичный, где тоже востребованы наши изделия. Объемы, конечно, снизились, но мы надеемся, что в ближайшее время ситуация улучшится, так как в России постепенно возобновляется производство новых автомобилей.
Разумеется, падение объемов, начавшееся в прошлом году, сказалось на наших заработках. В декабре, например, средняя заработная плата снизилась примерно на 10 процентов и составила порядка 7500 рублей. Однако никакого сокращения сотрудников мы не планируем, прежними остаются и обязательные, и дополнительные социальные гарантии, которые получали наши работники.
Более того, в этом году намечается открытие еще десяти рабочих мест, так как нам понадобятся специалисты для обслуживания нового оборудования, которое уже закуплено и устанавливается в одном из наших цехов. К лету мы планируем наладить выпуск двух новых изделий, которые, я уверен, будут востребованы потребителями. Продолжается работа и над другими перспективными проектами, реализация которых намечена на более позднее время…
Михаил Петрович Хальзов, директор ООО «Димитровград ЖгутКомплект»:
– Большая часть работников нашего предприятия – около 400 человек – со 2 февраля, наконец, приступила к работе. Правда, пока мы трудимся неполную неделю и по неполным сменам. Причиной этого является значительное сокращение заказов на нашу продукцию. Например, КамАЗ, с которым мы наладили плотное сотрудничество в предыдущие годы, в январе проработал лишь неделю, а потом снова остановил конвейер до 15 февраля. До того же времени будут вынуждены находиться в неоплачиваемых отпусках и более 50 наших работников, которые делают продукцию только для КамАЗа.
ВАЗ, выйдя из простоя, работает не на полную мощность – всего по 3-4 дня в неделю. У УАЗа, как и у других автозаводов, тоже есть серьезные проблемы со сбытом.
Разумеется, это сказалось и на нашем портфеле заказов, который начал худеть еще с ноября прошлого года. Тогда, после продолжительного роста и вполне успешного октября, ознаменовавшегося выпуском продукции на сумму 50 миллионов рублей, мы сократили объем выпуска продукции сразу до 30 миллионов рублей. В декабре объемы упали до 26 миллионов рублей.
Со снижением объемов снизились и зарплаты. Январь в этом плане вообще не показатель, да и в декабре она была гораздо ниже обычного – в среднем по предприятию в пределах 8-9 тысяч рублей, хотя еще в октябре, когда объемы были приличными, заработки наших работников исчислялись 11-12 тысячами рублей.
Как дальше будет складываться ситуация, предугадать невозможно. По некоторым прогнозам, выйти на прежние объемы автозаводы смогут где-то в апреле-мае. Что касается нашего предприятия, то за текущий месяц, судя по предварительным заявкам, мы сможем выпустить продукции примерно на 30-35 миллионов рублей. Исходя из ситуации, мы запланировали годовой объем в пределах 350 миллионов рублей, а не 500, как было раньше.
Сырьем предприятие обеспечено на месяц бесперебойной работы. В дальнейшем все зависит от наших партнеров, которые за прошлый год уже задолжали нам за поставленную продукцию в общей сложности 120 миллионов рублей. Хотя в этом вопросе есть много сложностей, я все-таки думаю, что в ближайшее время он будет решен, так как автопроизводители не меньше нас заинтересованы в том, чтобы конвейеры не простаивали из-за отсутствия комплектующих.
Сложная финансовая ситуация, в которой оказалось предприятие из-за неплатежей, вынуждает экономить на многом, в том числе и на социальных программах. Людей по-прежнему возят на работу и развозят по домам автобусы, выделяется финансирование и на необходимую медицинскую помощь, но в медсанчасти мы пока оставили только одного фельдшера. Договоры с врачами не перезаключены. Конечно, это создало определенные неудобства – наши работники вынуждены обращаться к специалистам в районные поликлиники. Но я надеюсь, что ситуация со временем наладится.
Что касается инвестиций Всероссийского общества слепых, которое ежегодно направляет значительные средства на создание новых рабочих мест для людей с ослабленным зрением, то для нашего предприятия в этом году тоже предусмотрено пять миллионов рублей. Но есть одно условие: наши учредители настаивают на том, чтобы новый инвестиционный проект был не связан с автопромом. А если у нас появится действительно стоящая идея, то финансирование может быть увеличено вдвое. Такое обещание на фоне ситуации, в которой мы оказались, заставляет всерьез задуматься о диверсификации производства. Жаль только, что мы не успели сделать это раньше, когда с финансами у предприятия было все в полном порядке…
Светлана КНЯГИНИНА