Интервью с директором дивизиона «Силовые агрегаты» группы ГАЗ Игорем Кульганом
Кризис обострил и без того непростые отношения группы ГАЗ и Sollers («Северсталь-авто»). Начало года ознаменовалось конфликтом компаний, которые не смогли договориться о цене на двигатель ЗМЗ, устанавливающийся на «Газели». К выяснению отношений даже подключились губернаторы Нижегородской и Ульяновской областей, из которых первый, борясь за рабочие места, встал на сторону Sollers, а второй — на сторону ГАЗа. О том, как протекали переговоры и почему ГАЗ просит скидку в 40%, спецкорреспонденту РБК daily ЮЛИИ КАРУЛИНОЙ рассказал директор дивизиона «Силовые агрегаты» группы ГАЗ ИГОРЬ КУЛЬГАН.
— Споры по поводу поставок двигателей ЗМЗ на ГАЗ случаются почти каждый год. В этот раз вы разошлись окончательно?
— Никогда не говори «никогда». У нас нет антагонизма, просто есть интересы сторон и понимание целевых показателей. Мы ведем переговоры.
— Есть ли крайний срок для переговоров?
— Мы не ограничены сроками, но есть желание решать вопросы быстрее.
— Правда, что вы требовали скидку на двигатели в 40%?
— Мы не требовали скидку, а объясняли, как должна снизиться цена «Газели» на рынке, чтобы его сохранить. Мы разложили стоимость по компонентам и назвали целевую цену по каждому из них. Например, целевая цена по ульяновскому двигателю на 35% ниже, чем мы поставляли на ГАЗ до сих пор. Мы сказали Sollers-ЗМЗ: вот наша цель, мы можем ее достичь с вами, но можем и без вас. Мы даже готовы делиться с вами своими методами работы с поставщиками вплоть до изменения конструкции двигателя и автомобиля.
— Какая была целевая цена?
— Цена поставки двигателя УМЗ на конвейер ГАЗа — 25 тыс. руб. И на встрече с ЗМЗ мы озвучивали пожелание 40-процентного снижения от цены 2008 года. Вы сами можете посчитать, сколько будет 45 тыс. минус 40%.
— Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев говорил, что партия «Газелей» с двигателями УМЗ, выпущенная в прошлом году, не была продана и ее пришлось переукомплектовать. Это правда?
— После таких заявлений следует подавать в суд за клевету. Никакого переоборудования мы не делали. Мы выпустили партию в 3500 двигателей в 2008 году, так как хотели посмотреть реакцию рынка, проверить качество, отладить процессы. Получили положительный результат. Сегодня у нас несколько тысяч непроданных «Газелей» с двигателем ЗМЗ и нет ни одной непроданной «Газели» с УМЗ.
— Но и Шанцев, и дилеры говорили о более низком качестве этих двигателей.
— У нас были проблемы по компонентам. Практически всегда, когда выходит новый продукт, обнаруживаются «дыры». 95% проблем, которые мы обнаружили, относились к внешним поставщикам. С марта по август 2008 года мы большинство этих проблем решили. В любом случае дефектность УМЗ не выше, чем у ЗМЗ, а моя задача, чтобы она была в два-три раза ниже.
— Шанцев говорил, что «Газель» с двигателем УМЗ не прошла сертификационные испытания.
— Думаю, губернатора плохо проинформировали. Если у машины есть сертификат Евро-3, у него есть сомнения, что испытания соответствующими органами были проведены честно и правильно? Кто-то из журналистов говорил, что у нас есть сертификат на бортовой автомобиль, но нет на фургон и автобус. Но сейчас мы уже получили сертификаты на фургон и автобус. Мы не торопились сертифицировать «Соболи», поскольку для них идеально подходит Chrysler.
— Но Chrysler дороже?
— У нас своя ценовая политика. И раз у нас есть этот Chrysler на складе, то в текущей ситуации лучше иметь cash, чем запасы на складах. В течение полугода мы планируем получить сертификаты на «Соболь» с УМЗ и другие модификации легких коммерческих автомобилей.
— Сколько двигателей УМЗ вы планируете произвести в этом году?
— Столько, сколько будет произведено «Газелей» за вычетом остатков Chrysler на складах. Я планирую под 100 тыс. Бизнес-план на этот год планируется утвердить 6 февраля. В зависимости от утвержденного сценария УМЗ произведет от 75 до 120 тыс.
— А сколько произвел УМЗ в прошлом году?
—Примерно 50 тыс. Из них 3,5 тыс. были поставлены на ГАЗ, порядка 10 тыс. — на вторичный рынок и остальное — на «буханки». Сейчас речь идет не об удвоении, а скорее о возвращении к прежним объемам: до 2002 года мы производили 110—120 тыс. в год двигателей УМЗ.
— Правда, что ГАЗ предлагал выкупить завод у Sollers?
— Мы предлагали в качестве одного из сценариев СП «ЗМЗ-УМЗ» по производству бензиновых двигателей. Они пока не готовы обсуждать это предложение.
— Sollers говорит, что поставлять двигатель по той цене, которую вы просили, означает работать в убыток.
— Я сомневаюсь, что сейчас ЗМЗ работает с прибылью. Если не менять цену на «Газель» и двигатель, мы не сможем обеспечить необходимый объем продаж и точно будем работать в убыток.
— Вы можете окончательно разойтись с Sollers?
— Ну, разводятся же иногда, детей бросают, имущество, лишь бы не видеть больше друг друга. Но это будет означать потери для обеих сторон, и в первую очередь для ЗМЗ и Sollers.
— А что с VM Motori?
— Когда мы летом принимали решение о выборе VM Motori, оно предполагало покупку 50% акций итальянской компании. Но в октябре мы приостановили процесс. Дизельный двигатель — это не только удорожание по двигателю, но и по всей трансмиссии. Нужно менять коробку и задний мост. Это означает кардинальную переделку «Газели». Но с кризисом возвращается актуальность более дешевых автомобилей. Сейчас стоит вопрос об окупаемости этого проекта, что еще усугубляется ростом курса евро. Мы заново сформулировали наши целевые показатели, и когда будет возможно их достижение, мы вернемся к этому вопросу.
— Когда это может случиться?
— Достаточно скоро. VM Motori позитивно отреагировали на наши предложения и согласились работать по открытым книгам, чего не хочет Sollers. Открытые книги — это когда ты показываешь структуру себестоимости и Bill of Materials, и вместе по каждому элементу себестоимости ищешь пути оптимизации. Есть шанс, что мы вместе с ними сформулируем программу достижения целевых показателей.
— Премьер Владимир Путин обещал вам финансирование для ярославского «Автодизеля». На что?
— Из-за кризиса мы приостановили реализацию проекта по производству ЯМЗ-530, среднего дизельного двигателя, разработанного с участием AVL. Сейчас, как следствие визита Путина, возможно получение кредита Внешэкономбанка на продолжение проекта.
— О какой сумме кредита идет речь?
— 10,7 млрд руб.
— А сколько вы уже вложили?
— Мы вложили 3 млрд руб.
— Если вы получите кредит, когда заработает производство?
— Будет поэтапный ввод производства. В июле начнется тестовая сборка на конвейере. До октября будет запущена мехобработка блока, головки и коленвала. И с ноября производство заработает полностью.
— А сколько двигателей 650-го семейства по лицензии Renault Trucks вы уже произвели?
— Пока это количество не очень показательно для нас. Основным потребителем двигателя является МАЗ, и с наступлением кризиса оказалось, что такие объемы, на которые рассчитано производство, не нужны. Поэтому мы производим какую-то партию и останавливаем производство до того времени, как появится в этом потребность. В этом году мы собираемся произвести 2500 двигателей 650-го семейства.
— Ранее вы говорили, что ведете переговоры с Bosch и другими производителями топливных систем о совместном производстве в России. Эти планы потеряли актуальность в связи с кризисом?
— Bosch приезжает к нам на этой неделе. Мы пытаемся актуализировать предыдущие договоренности с учетом кризиса. Некоторые иностранные компании в принципе сворачивают производство. Возможно, у Bosch будут новые вводные предложения в переговорах с нами.
— Вы так давно ведете с ними переговоры. Можно ли ожидать, что они приведут к результату в обозримое время?
— Мы очень на это надеемся.
— Речь идет о СП?
— Да. О какой-то форме СП, которая позволит нам войти в рынок с новым продуктом. Мы рассматриваем возможность производства аппаратуры класса