от hitrovo

Тема всенародных выборов мэра Ульяновска одна из наиболее обсуждаемых в кругу местной политической элиты. Принципиальные сторонники избираемости мэра объединились, несмотря на непримиримые идеологические противоречия. Либерал Гринберг и коммунист Кругликов единодушно сделали ставку на Алексея Куринного. Они активно продвигают идею референдума, проголосовав на котором, горожане должны сами решить – выбирать им мэра или делегировать депутатам право назначения сити-менеджера. Но вряд ли поднятый, так называемой инициативной группой шум, власть предержащие принимают в расчет.

«Единая Россия», откатав на Димитровграде модель досрочного самороспуска местного совета депутатов с последующими победоносными выборами и единодушным избранием главы города из числа депутатов, давно готова повторить этот опыт в областном центре. Особого противодействия оппозиционные силы оказать партии власти не смогут. Справедливоросы во главе с Николаем Дорониным слив выборы в Димитровграде бесповоротно превратились в угрюмую падчерецу «Единой России». Либерал-демократы увлечены внутренними процессами вокруг телодвижений не в меру амбициозного Бударина. Голос коммунистов настойчив, но старчески слаб. По большому счету, решение о роспуске Ульяновской городской Думы можно ждать со дня на день. В чем же задержка? Очевидно, корень проблемы стоит искать внутри самого центра принятия решений. Он сосредоточен сегодня вокруг губернатора Сергея Морозова и секретаря политсовета «Единой России» Игоря Тихонова. Оба представляют в территории партию власти, но, как ни странно, их интересы вполне могут войти в объективное противоречие.

Гуляя по Улнету в свое время наткнулся на запись «Передел власти. Морозов и Тихонов: кто теперь «первый»?» в блоге Ирины Каленовой. Автор рассуждала почему Морозову, который по факту был единственным паровозом отгремевших в регионе выборов не нашлось места в Генеральном совете «Единой России». Некоторое количество читателей, достаточно живо обсуждая текст Ирины, пришли к закономерному выводу, что партия постепенно становится самодостаточной силой – стержнем наличной политической системы. Оценки эти выражались в достаточно “демократичном” формате. Так один из обсуждавших сравнил ЕР с «лажовым стукачем», задача которого следить за губернаторами. Но отмеченная выше суть, при всем разнообразии и экспрессии оценок, сохранялась. «Единая Россия» задумывалась и была реализована как системообразующий и отделённый от губернаторов инструмент. Таким образом, назначенные местными законодательными органами сити-менеджеры попадают в двойную зависимость. С одной стороны в рамках исполнения своих обязанностей они зависят от губернатора, а с другой – назначаются (избранными по спискам) депутатами. Последние находятся на коротком поводке у местного партийного руководства. Перед очередными выборами их пребывание и порядковый номер в партсписке в значительной мере зависит от партийного аппарата или, иначе говоря, от секретаря политсовета. Так кто же в таком случае хозяин положения? Губернатор, который сити-менеджера снять в должности фактически не сможет или партийный босс, влияние которого на депутатов становится решающим фактором для карьеры сити-менеджера? Размышляя в этом ключе невольно приходишь к мысли, что Морозову выгоднее сохранить всенародно избранного мэра. Ведь выставленные оппозицией фигуры, в случае передачи части рейтинга Морозова своему кандидату, обречены на неудачу. Кто может оказаться конкурентом морозовской креатуры. Куринный? Настырный парень, но ограничен локальной популярностью, как и многие депутаты-одномандатники. Коган? Утонет под антирейтингом Жириновского в считанные мгновения. Каплин? Этот «заветный» предвыборный джокер нужен Доронину разве что для очередного торга с властью. При этом, есть шанс, что кандидат, которого Морозов за руку проведет через всенародные выборы, какое-то время сохранит преданность губернатору. А вот назначенный депутатами сити-менеджер вполне может играть в паре с местным партийным боссом. И кто гарантирует, что игра эта не будет направлена против губернатора. Причем таких сити-менеджеров в колоде секретаря политсовета будет как минимум двое и под их контролем окажутся два самых крупных города области.