Школу №68 штормит уже второй раз. Первый – в 2005-м, когда внезапно, во время учебного года, на ее базе образовался авторский лицей Эдварса №90. Чья-то кавалерийская атака разделила здание школы и ее учеников на две части. Второй раз заштормило в декабре 2008-го. И снова – во время учебного года. Чиновники, ссылаясь на поручение губернатора, решили превратить лицей в автономное учреждение (АУ). И объединить под его крышей детский сад №206 и школу №68…

Почему все эти пертурбации (под видом популярной «оптимизации») происходят именно во время учебного процесса? На самом ли деле чиновников от образования беспокоит повышение качества образования? Или они переживают о чем-то другом?

НАЧАЛОСЬ С ОБМАНА

Истории создания АУ на безе лицея были посвящены 4 статьи, опубликованные в «НГС» 25 декабря 2008 г. и 15, 22 и 29 января этого года. За последние две недели стали известны новые подробности из лицейской жизни, а также пришло несколько ответов на наши запросы.

Ответ заммэра Ивана Мельникова и обрадовал, и разочаровал. Оказалось, мы были правы, когда доказывали, что для создания «автономии» в Ульяновске нет законных оснований. Заммэра сообщил, что нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми должны создаваться АУ в Ульяновске, находятся в стадии разработки.

Стало известно и содержание поручения губернатора от 1 декабря: «Подготовить обсуждение с участием губернатора вопроса о переводе авторского лицея Эдварса №90 в АУ, разработав план перевода». Обратите внимание: только лишь обсуждение и план перевода. 3 декабря у зампредседателя правительства состоялось совещание, в котором приняли участие министр образования, два сотрудника министерства и депутат заксобрания Ростислав Эдварс. На совещании решили подготовить план мероприятий по переводу лицея в АУ.

Но учителей и родителей уже 4 декабря убеждали: «вопрос решенный», 68-й школы не будет, «документы готовы». Сегодня выяснилось: им попросту врали. Хотя, похоже, по поводу школы были правы: она на самом деле может перестать существовать. Не мытьем, так катаньем, и начавшееся молниеносное превращение лицея в АУ (три в одном) превратили в двухходовую задачу. На первом этапе три учреждения сливают в лицей (до 1 мая). На втором преобразуют его в АУ. 23 января Сергей Ермаков подписал постановление о реорганизации…

ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ В ЛИЦЕЕ НЕ ПЛАНИРОВАЛИ

В середине января, когда родители 68-й отправили письмо Галине Эдварс, Уполномоченному по правам человека в Ульяновской области, еще не было известно, на каких основаниях оказываются платные образовательные услуги в лицее. И родители, жалуясь на «навязывание платных спецкурсов» и «неофициальные денежные поборы», доказательств Уполномоченному не предоставили. Кому, за что и сколько платят в лицее, сегодня известно.

Но для начала напомним, что на большом собрании (24 января) родители учеников 68-й школы обвинили Анатолия Эдварса в том, что посещение платных занятий лицеистами носит неприкрыто принудительный характер («не хочешь посещать занятия – не посещай, но плати»). На что директор лицея ответил: «Если я с вас соберу средства с нарушением, вы же напишете в мэрию!» Ростислав Эдварс, учитель лицея и депутат заксобрания поддержал директора: «Платные услуги – дело добровольное». А Людмила Соломенко разъяснила прядок: «Есть законы об оказании платных дополнительных услуг. Комитет цен и тарифов мэрии утверждает на каждую школу, на каждого учителя, на каждый предмет тариф по платным дополнительным образовательным услугам. Все эти деньги идут через банк, поступают в казначейство и потом возвращаются в виде зарплаты школе».

Действительно, комитет цен ежегодно утверждает тарифы для ульяновских школ, лицеев и детсадов. Но только для тех, кто заявлял о намерении оказывать платные услуги. Директор же лицея №90 письменно уведомлял комитет, что «не планирует предоставлять платные услуги».

Но, несмотря на НЕпланирование, платные услуги в авторском муниципальном учреждении (практически с момента его основания и по сей день) оказывались и оказываются… учителем информатики и индивидуальным предпринимателем Игорем Эдварсом…

ПРЕДОПЛАТА – НАЛ – В КАССУ… ИЛИ МИМО КАССЫ?

На оказание платных образовательных услуг составляется договор между родителем, Игорем Эдварсом и учеником (в случае достижения им 14 лет). Размер оплаты повышается с переходом в очередной класс. Родители лицеистов сообщали нам о разной стоимости факультативов для первоклассников – от 800 до 1500 руб. в месяц. (6300 – 13500 руб. за учебный год). В девятом классе, судя по предоставленному нам договору, групповые занятия по физике, математике, информатике (32 занятия по каждому предмету за 9 месяцев), сегодня обходятся в 5200 руб. в квартал (15600 руб. за год). Для сбора денег, по рассказам родителей, выделено специальное помещение на втором этаже лицея, оплату принимала жена Ростислава Эдварса Наталья…

Как предприниматель Игорь Эдварс действительно имеет право оказывать образовательные услуги. Но должен это делать в соответствии с законодательством. Однако второй экземпляр договора есть далеко не у всех родителей. Родителям одного из первых классов, высказавших претензии по поводу отсутствия на руках второго экземпляра, обещают с начала учебного года: «Ждите, оформляется».

Оплата производится зачастую без выдачи кассовых чеков или квитанций (под роспись в каком-то журнале). На родительских собраниях, когда страсти по поводу финансовых беспорядков накаляются, учителя, боясь конфликта, уговаривают родителей «не скандалить». Если же речь о дороговизне заходит просто в классе, воспитатель может нагрубить: «Не хотите посещать факультативы – нечего место занимать. Придут другие, кто сможет платить». Вот такая добровольность. Когда же родители обращаются к Игорю Анатольевичу с просьбой (?!) в связи с кризисом уменьшить количество занятий и, соответственно, оплату, то с удивлением слышат в ответ: «Значит, по остальным предметам ваш сын (дочь) будет отставать? У нас ходят на все предметы!»

Действующие тарифы в разных школах и лицеях Ульяновска различаются. Так, например, стоимость одного часа (тариф) дополнительных занятий по программе «Углубленное изучение предметов, выходящих за рамки основной образовательной деятельности» в гимназии №1 равна 778 руб. Плата за одного ученика рассчитывается делением тарифа на количество человек в группе. Если, например, в группе 20 человек, то стоимость часа занятий в гимназии №1 для одного ученика получается равной 39 рублям. В гимназии №3 – 30 руб., в лицее №20 – 17 руб.

В авторском лицее Эдварса занятия групповые (как правило, для всего класса – около 20-и человек). Стоимость часа занятий одного лицеиста от численности группы не зависит. И час занятий, например, девятикласснику, обходится в 162 руб.

ЧИНОВНИКИ, ВАМ ЗАМЕЧАНИЕ!

Родители 68-й обратились с письмом в комитет по надзору и контролю в сфере образования области. 4 февраля сотрудники комитета проверяли документы мэрии, в соответствии с которыми производится реорганизация – слияние детсада и школы под крышей лицея. И опять получилось, что мы были правы. Замечания управлению образования выданы серьезные: отсутствует экспертная оценка последствий реорганизации, нет подробного финансового анализа, не учтен социальный фактор, нет согласования с родителями, неясно, что будет с сокращенными сотрудниками. Управлению рекомендовано перенести сроки реорганизации и закончить подготовительный период до 1 июля, чтобы 11-классники спокойно сдали экзамены.

Рассказывают, что учителей 68-й школы уже «обработали», и 30 из них (четверо еще сопротивляются) написали заявления о переходе в лицей. Еще говорят, что после «перехода» Анатолий Эдварс будто бы заявил, что примет только 24 человека.

БИЗНЕС НА ДЕТЯХ?

Большинство родителей, с которыми мы беседовали, обвиняли Эдварсов в том, что они «делают бизнес на детях». Но некоторые (из тех, которых называют «элитой») утверждали, что за своих детей они ни копейки не платят. Странно? Вполне может быть. И делаться это может для привлечения в лицей детей (и внуков) нужных лицею «элит».

Мы никогда не оспаривали преимуществ, которые автономия может дать образовательным учреждениям. Больше финансовой свободы? Хорошо! Стимулировать образовательные учреждения к привлечению средств за счет предоставления дополнительных образовательных услуг? Замечательно! Только непонятно, зачем все это – лицею Эдварса? Ведь 90-й уже сегодня практически автономнее всех будущих автономий! Во всех смыслах! Другое дело – насколько такая «автономность» законна. И в этом пусть разберутся те, кому поручено контролировать образовательную и предпринимательскую деятельность. Если управление образования нашло повод для финансового расследования в школе №68, может, тогда и в лицее проверку проведет? Чтобы развеять подозрения в том, что муниципальная база лицея стала основой для весьма доходного бизнеса? По крайней мере, внешне мужчины-Эдварсы – весьма преуспевающие бизнесмены и ездят на Great Wall, Mitsubishi Lancer, Kia. А в декабре и Наталья Эдварс приобрела в кредит Nissan Qashqai, стоимостью 750 тыс. руб.

Еще хочется получить ответы и на другие вопросы. Почему судьбу муниципального, то есть городского учреждения решают областные власти? Почему городские чиновники, сломя голову, кинулись исполнять поручение губернатора, если необходимые нормативно-правовые акты мэрией еще не приняты? Почему в качестве первого претендента на автономию «избран» лицей Эдварса?

Впрочем, у нас есть несколько вариантов ответов. Первый: потому, что кончается на «у». Второй: потому, что начинается на «э». Но хотелось бы получить третий вариант – официального и, быть может, правильного ответа…

Геннадий Антонцев