…Именно так сейчас можно охарактеризовать судьбу исторической застройки нашего города. Где поставить запятую — сейчас решает Правительство Ульяновской области. Здесь на рассмотрении находится проект, получивший название «Охранные зоны объектов культурного наследия города Ульяновска, в котором регламентированы принципы сохранения исторического лица города

Нам завидует Самара

Этот проект был разработан, чтобы защитить памятники архитектуры и просто здания, представляющие историческую ценность, от соседства с многоэтажной точечной застройкой. Были разработаны режимы использования земли и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия.

— Мы работали над этим проектом больше года, — говорит Александр Михайлович Капитонов, директор 000 «Симбирскпроект». — Он согласован и с Росохранкультурой (Москва), и с Комитетом Ульяновской области по культурному наследию. Я убежден, что мы должны сделать всё для сохранения нашей истории в архитектуре. Это даже не наше достояние, это достояние наших будущих поколений, отличающее наш город от всех остальных.

Сейчас в Ульяновске чуть больше 190 тысяч зданий, из них всего 280 подпадают под определение «объект культурного наследия». Но даже этой малости достаточно для того, чтобы архитекторы из соседних областей -Нижегородской, Самарской — приезжая в Ульяновск, восхищались: «Вам удалось сохранить исторический облик города!».

Однако всё, что касается застройки в центре Ульяновска, вызывает жаркие дебаты. И за культурное наследие иногда приходится серьёзно бороться. Есть противники и у этого проекта, который подразумевает ограничение на строительство в центре многоэтажных домов. А это идёт вразрез с интересами застройщиков, у которых прибыль (т. е. число проданных квартир) напрямую зависит от количества этажей. Расставаться с «золотой жилой» многим очень не хочется.

Купюры или здравый смысл?

Одна из причин сохранности наших исторических зданий, в отличие от той же Самары, которая сейчас «кусает локти» — замедленные темпы развития бизнеса, который до поры до времени не покушался на масштабное строительство. Не было денег в Ульяновске — столетние дома стояли. Теперь деньги появились — и эти дома стали препятствием в погоне за прибылью…

И часто купюры берут верх над здравым смыслом. Так, на улице Корюкина около трёх лет назад был снесён дом, в котором в годы войны размещалось руководство Русской Православной Церкви. Теперь на месте здания, которое несколько лет было оплотом православия для всей страны, построена элитная семиэтажка…

Оппоненты авторов проекта считают, что памятников у нас и так слишком много — в своих замечаниях к проекту они порекомендовали исключить из списка вновь выявленные памятники (которые стали таковыми с 1990 по 1999 годы). Но ведь есть такое понятие, как «культурная среда» — многие памятники, вырванные из исторического контекста, просто теряются. Например, тот же «Теремок», рядом с которым построили четырехэтажного монстра… Да и каждому зданию, которое обладает исторической ценностью, статус памятника не присвоишь.

Помимо ограничений в этажности, проект «Охранные зоны Симбирска» накладывает и другие ограничения — например, согласование рекламы, размещаемой на исторических зданиях. Также, на охранной территории памятников не могут быть проложены надземные инженерные сети, организованы стоянки и построены новые жилые дома…

Сейчас этот проект находится на утверждении в Правительстве Ульяновской области. Будем надеяться, что культурное наследие получит должную защиту, чтобы не получилось, как в поговорке: что имеем — не храним, потерявши — плачем…

Алена КНЯЗЕВА