Руководство региона «не исключает роста цен на хлеб», хотя признается необходимые рычаги для их удержания есть. Об антикризисных мерах по продовольственному обеспечению населения в четверг журналистам рассказал зампредседателя облправительства, министр сельского хозяйства Александр Якунин.

Чтобы как-то влиять на хлебные цены, в 2008 году вновь был создан региональный интервенционный фонд зерна. Всего от сельхозпроизводителей удалось получить в него 41 тысячу тонн продовольственной пшеницы и ржи. Возможность создавать такой фонд появилась после принятия областного закона о продовольственной безопасности, и теперь, отметил Якунин, подобные интервенции с созданием запасов можно производить по любому виду продовольствия.

Зерна, считают в минсельхозе, может в случае чего хватить до нового урожая, так что перебоев в обеспечении населения хлебобулочными изделиями в министерстве не ждут. А вот того, что цены на хлеб не будут расти, Якунин гарантировать не стал: «Мы не исключаем роста цен на хлеб, но если он и будет происходить, то только по несырьевым факторам (цены на зерно останутся стабильными). По нашим подсчетам, с 1 января из-за повышения цен на электроэнергию, газ, увеличение минимальной заработной платы себестоимость килограмма хлеба возросла на 32 копейки.

Регулировать цены на хлеб в руководстве намерены не исходя из их экономической обоснованности, а оглядываясь на соседей по ПФО. В специальном соглашении, как рассказал министр, прописано условие: до нового урожая средняя цена на хлеб в области не должна опускаться из 14 субъектов округа ниже четвертого места, начиная с минимальной цены. Иными словами, допускается, что хлеб дешевле ульяновского может быть максимум в трех регионах. В ответ на вопрос, как же будут регулироваться показатели, Якунину пришлось раскрывать секреты некоторых договоренностей. Нынешний региональный фонд зерна, в отличие от предыдущих опытов, сконцентрирован в одном месте – элеваторе на станции Охотничья (ООО «Заготовитель»). Таким образом регион смог избежать необходимости платить за хранение сырья на нескольких элеваторах. За хранение, согласно договоренности, должны будут платить хлебопеки – в пределах этих сумм и можно будет корректировать стоимость конечного продукта. Стало быть, есть рычаги.

Однако почему их нужно включать, только оглядываясь на другие регионы, непонятно.

Но, как говорится, не хлебом единым. Помимо него, в областном минсельхозе постоянно «мониторят» цены еще на 27 социально значимых продуктов. Все показатели здесь также сравнивают с регионами ПФО: по сметане мы в лидерах по дешевизне, в то же время творог у нас – самый дорогой. В целом на продукты питания цены за январь поднялись на 1,2 процента.

Так посчитали в министерстве. Заметнее всего подорожали сахар и овощи.

Здесь возможности региональной власти влиять на ситуацию ограничены.

Министр особо подчеркнул, что антимонопольная служба категорично запрещает вмешиваться в ценообразование и заключать с участниками рынка какие-либо соглашения.

Александр Якунин также дал понять, что ему не нравятся разговоры о том, что цены на продукты в Ульяновской области как экономически отсталом регионе должны быть ниже, чем у более успешных соседей: «Может, доходы населения у нас и ниже, чем в той же Самаре, но себестоимость производства буханки хлеба – такая же. Так что требования продавать дешевле считаю нечестными по отношению к нашим крестьянам».

Желающим приобретать продукты дешевле Якунин порекомендовал приходить на ярмарки выходного дня.

Насколько они там дешевле, можно судить, например, по сахару. Если в магазине цена на него сейчас – от 24 рублей за килограмм, то на последней ярмарке он стоил 22 рубля 50 копеек.

И ажиотажного спроса, по словам министра, не наблюдалось. Очередные массовые распродажи сельхозпродукции решено организовать в кануны праздников – 21 февраля (в Заволжском и Железнодорожном районах) и 7 марта (в Заволжском и Засвияжском районах).

Вадим ПИЛЮКОВ