Наш земляк стал двойником афганского религиозного лидера и три года занимал его место. За это время он не раз убеждал руководителей бандформирований переходить на нашу сторону. Моджахеды даже не подозревали, что они верили не проповедовавшему мир мулле, а выполнявшему секретное задание советскому офицеру.

Сверхсекретный агент На прошлой неделе отмечалось 20-летие вывода советских войск из Афганистана. Впервые годовщина этого события обрела характер масштабного праздника, впервые в нашей стране на самом высоком уровне стали говорить о героях войны, которую раньше иначе как ошибкой и не называли. Конечно, до сих пор к этой войне осталось немало вопросов, и ответ на главный из них – нужна ли она была нашей стране – очевидно, будет дан отрицательный. Но были и те афганские события, к которым вопросов не возникает и не может возникнуть. Это героическое поведение наших солдат в чужой стране, когда ради сохранения жизней своих товарищей многие рисковали всем. И только сейчас, через два десятка лет после тех событий, их подвиги становятся известны широкому кругу людей.

Немало афганских героев и среди ульяновцев. Через ту войну прошло четыре тысячи наших земляков. Все они выполняли свой долг: кто-то на боевых позициях, а некоторые, как подполковник Марсель Габитов (на снимке), – на сверхсекретных заданиях.

– У каждого солдата в Афганистане было свое место. Стоявшая там десятая армия – это 110 тысяч человек, отлаженный механизм, каждый в котором старался образцово выполнять свои задачи, – рассказывает подполковник Габитов. Моя миссия была определена по-другому: во что бы то ни стало способствовать специфическими методами и средствами снижению потерь среди личного состава нашей армии.

Сразу и не подумаешь, что за такой сухой формулировкой задачи, поставленной перед советским офицером, скрывается настоящий сюжет для шпионского романа. Ведь, если сказать по-простому, Марсель Габитов три года провел в Афганистане в качестве разведчиканелегала. Он мастерски вжился в образ одного из известнейших религиозных лидеров чужой страны и не был разоблачен.

Абдулла улетел в Сочи отдыхать 1984-1985 годы были тяжелейшими в афганской войне. Ежегодно потери советских войск росли. Только за 1985 год погибло 2380 человек. Чтобы изменить ситуацию, в верхах решено было применить новую тактику – заняться психологической борьбой с противником. Центральная роль в боях на психологическом фронте была отведена специально подготовленным двойникам. Из военнослужащих по всей стране отбирались наиболее подходящие для выполнения секретных заданий кандидатуры.

Среди них оказался и майор Марсель Габитов. Он был невероятно похож на влиятельного афганского муллу Абдуллу, а, кроме того, благодаря своему татарскому происхождению знал Коран и был знаком с обычаями ислама.

Габитова отобрали в качестве кандидата на двойника, он прошел серьезную подготовку. Учил язык, обычаи, нравы – нужно было знать каждую мелочь, чтобы не выдать себя.

После обучения майора, перевоплотившегося в муллу, отправили в Афганистан. Настоящий Абдулла тогда сдался Советскому Союзу. Марсель даже встретился с ним. Абдулла как раз собирался в Сочи отдыхать. Он до сих пор благоденствует, говорит подполковник, и сейчас живет в Англии.

Каждый ребенок соберет автомат и поставит мину Ну а для двойника муллы началась тяжелая работа. Его главной задачей было переубедить как можно больше руководителей бандформирований перейти на сторону народнодемократической партии Афганистана и Советского Союза.

– Методы марксистско-ленинской пропаганды там бы не подействовали, только религией можно было убеждать, – говорит подполковник Габитов.

Он, заменив настоящего муллу Абдуллу, сумел поднять авторитет ислама на невиданный прежде уровень. Ведь и священный Коран советский офицер знал лучше муллы. Много времени мулла-двойник посвящал общению с афганскими детьми. Советские войска тогда открывали в разгромленных войной селениях больницы и школы. Ребятишки учившего их муллу слушали с горящими глазами.

– Занятия были по два-три часа. Они сидели вокруг меня и подбирались все ближе, вспоминает Марсель теперь. – Ничего ведь не знали, зато автомат собрать или мину установить мог каждый.

Смог мулла-двойник найти общий язык и с афганскими женщинами. Он перевербовал единственную в Афганистане женщину-командира боевого отряда. Радзия потеряла мужа на войне и руководила отрядом из таких же, как она, вдов афганских военнослужащих. После перехода на сторону Советского Союза мулла помог Радзие открыть больницу и школу европейского типа. Она не сомневалась в пользе знаний, хотя сама была безграмотной.

Экскурсия для моджахедов Самую тяжелую работу мулла-двойник проводил с моджахедами, которые буквально охотились за советскими солдатами. Им помогали американцы. На границе с Афганистаном в Иране и Пакистане работали специальные базы, где американские инструкторы обучали беженцев ведению партизанской войны. Афганцев, получивших оружие от ЦРУ и обещания заплатить за каждого убитого советского солдата, остановить было почти невозможно. Но советскому офицеру в одежде муллы это удавалось сделать проповедью. За три года 16 полевых командиров, поверив ему, перешли на сторону советских войск. А когда они узнали, что доверились нашему офицеру, были в шоке.

Разоблачение муллы произошло тоже при необычных обстоятельствах. Решено было, что нужно бывшим моджахедам показать, как живет Советский Союз, и провезти их с экскурсией по стране. Герой СССР генерал Варенников предоставил для этой необычной экскурсии свой самолет. Полевые командиры вместе с муллой взошли на борт, а когда самолет уже поднялся, Марсель Габитов переоделся и вышел к афганцам в советской форме. Те буквально потеряли дар речи и до самого приземления молчали.

За вклад в примирение противоборствующих сторон подполковник Габитов был представлен к высшей награде Афганистана – ордену Боевого Красного Знамени. Его советскому офицеру вручил лично президент Наджибулла. А уже после войны Марсель Габитов был награжден орденом Красной Звезды.

За три года секретной работы он ни разу не взял в свои руки оружия, но своими словами спас жизни тысяч советских солдат. Сейчас Марсель Габитов просит чересчур уж не восхвалять его заслуги. Говорит, что он, как и его товарищи, просто выполнял в Афганистане поставленную перед ним задачу, пусть и невероятно сложную.

Лидия ПЕХТЕРЕВА