Ехала как-то в трамвае Кларина Шадько. Вдруг сзади шарканье чьих-то ног и легкое похлопывание по ее плечу: – Дочка, уступи место, мне уже 65.
Легко, подумала актриса и, вставая, сказала: – А мне уже 70!
– Да брось ты! – отмахнулся мужчина.
Чем не Станиславский, тоже не верит!
И никому не верится, даже тем, кто внимательно и с восхищением наблюдает творческую жизнь Кларины Ивановны на ульяновской сцене вот уже 50 лет!
Истинно народная актриса свое звание доказала любовью и преданностью театру, единственному в ее жизни (хотя звал и Ленком, и в питерские труппы приглашали), и своим зрителям. Какое счастье испытываешь, говорит Шадько, когда шелест фантиков, хруст попкорна, чьи-то голоса в зрительном зале сменяются завораживающей тишиной, в которой ясно прослушивается проснувшийся интерес к действу на сцене. Вот это – настоящая награда для артиста.
«Человек – не змея» А хотелось бы ей изменить свою судьбу, начать жизнь заново, иначе? Говоря словами одной из ее героинь, «человек – не змея, из своей шкуры не вылезет», все предначертано заранее. И то, что выпало на ее долю, это ее и только ее, Кларины Шадько. Единственное, о чем жалеет, это не то, что она свою жизнь без остатка отдала театру, а то, что в результате у нее нет семьи, детей. «Но я не одинока, – признает актриса, – у меня, спасибо родителям, есть братья, сестры, племянники, внучатые племянники». Театральная труппа – тоже ее семья. Нет, пожалуй, повернув жизнь вспять, актриса ни за что бы не изменила театру.
Вот Клара, льющая слезы девчонка, – на галерке. Слезы счастья и восторга вызваны в который раз «Вишневым садом». С тех пор галерка – любимый и такой родной уголок жизни Кларины. Во время спектакля она нет-нет, да и бросит туда ностальгический взгляд.
Еще раз про любовь Клара ребенком выбрала театр. Все игры, которые она предпочитала, были связаны с творчеством. Ей нравилось петь, танцевать, обожала дирижировать. Победила любовь к театру. И он отвечает ей взаимностью. Никто, правда, не подсчитывал еще, сколько людей идут в театр «на Клару Шадько». Но очень много!
Еще в нее влюблены молодые люди. Кларина Ивановна преподает в УлГУ. Часто бывает – увлекутся и студенты, и учитель, о времени забудут. Глядь в окно – а там тьма кромешная.
С трудом расстаются. А сколько слов признания в любви она от них услышала! Одно и радует, и одновременно огорчает Шадько – вокруг много необыкновенно талантливой молодежи. Однако, к сожалению, далеко не все из талантов собираются связать свою жизнь со сценой. Некоторым предпочтительнее оказался бизнес. Да и культура меняется на глазах.
Приходят люди, воспитанные не на классической драматургии; ролики и клипы, насаждаемые ТВ, оказывается, влияют на формирование художественного вкуса молодых, а вернее, на его отсутствие.
О дуняшках-маняшкахмордашках Откровенно страстно говорит актриса о театре. Но есть в ее жизни и еще одна страсть.
Она сама Кошка, по гороскопу. И окружила себя этими грациозными, совсем не глупыми и забавными созданиями. Они настоящие актрисы, конечно, в своей, кошачьей, жизни. И Кларина Шадько изображает, как интеллигентная Дуняшка лапками брезгливо берет лакомый кусочек и рассматривает его на свет, прежде чем проглотить. А в это время шустрая Аська-Мордаська все остальное подберет и облизывается, довольная. И Дуняшки, Маняшки, Аськи-Мордаськи скучают по своей Кларине, когда она на гастролях. А приезжает – демонстрируют ей свое «фу».
О животных Шадько может говорить часами. Вот соседский пудель Грант. Умный! Его пригласили играть в спектакле «Стихийное бедствие». Публика неистовствовала, когда он выходил на поклон, собирал цветы и с достоинством удалялся со сцены в лучах славы. А в то время Кларина Шадько оставалась в тени, из-за кулис посылая псу команды: «Грант, умри!», «Грант, сидеть, лежать…».
Роль старушки не удается только в жизни Мамаша Кураж Брехта, Марфа из «Горьких трав» Проскурина, Любовь Яровая, мольеровская госпожа Парпель… – это ведь все одна и та же, но такая разная, Шадько. Ее первая роль – она тогда училась на I курсе культпросветучилища – роль старушки.
А вот и ее бенефисная премьера – спектакль «Дорогая Памела» по пьесе Джона Патрика в переводе Григория Горина. Известная вещь. Еще одна режиссерская работа Редюка обещает коктейль из лихо закрученной интриги, истинного горинского остроумия и искрометной игры ульяновских мастеров сцены и молодых талантливых дебютантов. Авантюрная история – три мошенника пытаются нажиться на страховке старушки Памелы. Опять старушка в исполнении Кларины Шадько!
Кажется, эта роль не удалась ей только в жизни.
Дорогая Памела скоро скажет: «Ну что творится в мире? Все носятся, как ошпаренные, всё по делу и по делу…». Может, хватит носиться «ошпаренными»? Ну хотя бы 8, 13, 14 марта, когда состоится премьера? А 8 марта – бенефис и день рождения Кларины Шадько. У нее – свое отношение к новой роли: «Памела выбила почву у меня из-под ног».
Елена ЗЫКИНА.