Проблемы реализации инновационных идей в производстве, в менеджменте, при открытии новых направлений стали темой февральского заседания круглого стола «ДО».
УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА:
Сергей ГОСПОДЧИКОВ, генеральный директор ООО «Проект»
Ирина ИСАЕВИЧ, заместитель директора Открытой школы бизнеса УлГТУ
Александр КУЗЬМИН, генеральный директор ООО «Индустрия»
Валерий МИШИН, генеральный директор ОАО «Ульяновский технопарк»
Владислав РОССОШАНСКИЙ, генеральный директор ООО «Р-Консалт»
Мурат СИРАЗИН, директор ООО «Диатомовый комбинат»
Максим СКАЛКИН, руководитель управления стратегического развития ГК «DARS»
Александр ФОМИН, начальник отдела науки и инноваций Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области
«ДО»:
— В каких сферах в нынешних экономических условиях востребованы инновации и время ли их внедрять?
Максим Скалкин:
— Существует два взгляда на сущность предпринимательства. Марксовский — по которому суперприбыль важнее всех морально-этических границ. И второй, когда предприниматель воспринимается как некий новатор, внедряющий инновации не ради того, чтобы сделать кого-то богаче, а для того, чтобы люди смогли себя творчески реализовать.
На мой взгляд, сегодня произошел кризис инноваций. Цели, которые были поставлены перед западным бизнесом 40-50 лет назад (а тогда они были инновационными), фактически достигнуты. Капитал в тот период стимулировал инновации. Это работало на обеспечение каждого европейца и американца собственным домом, автомобилем… Строились дороги, инфраструктура. Но уже 10-20 лет назад эти цели были достигнуты. Капитал стал искать другие пути своей реализации и заработка привычной прибыли, воспроизводя сам себя, перешел на спекулятивные фондовые и валютные рынки. Это привело к краху финансовой системы развитых стран мира и негативно отразилось на состоянии нашей страны.
Россия за последние пять-семь лет повторила тот же путь. Повышение уровня жизни провозглашено основным направлением развития. На это стали выделяться государственные ресурсы, начали активно осваиваться новые предпринимательские, маркетинговые, промышленные технологии и инновации. Во многих отраслях возник симбиоз лучших западных и российских инновационных технологий и отраслевых решений.
Когда у государства и у бизнеса появилось достаточно ресурсов, возникли зачатки инновационного и наукоемкого бизнеса, начала создаваться инфраструктура в виде технопарков, инкубаторов, появились соответствующие государственные программы.
С возникновением кризиса в западных странах (а наше развитие базировалось в основном на их заемных средствах) капиталы быстро вывели за рубеж. Стали бессмысленными поставленные цели развития… Деньги, выделенные государством банкам для того, чтобы быть направленными в производство, оказались на спекулятивном валютном рынке. Сработал тот самый «марксовский» принцип.
Я бы разделил причины кризисных явлений с точки зрения инновационных процессов на Западе и у нас. Там — отсутствие новых целей развития, у нас — «девальвация» целей развития из-за отсутствия ресурсов.
Александр Кузьмин:
— Если до кризиса инновации были направлены на внешний рынок, на расширение производства (под это брали кредиты, покупали технику, открывали новые направления и новые филиалы), то в нынешних условиях инновации направлены внутрь компаний. Не на расширение рынка, а на удержание на нем (оптимизация, повышение эффективности труда, снижение издержек — все, что влияет на качественный рост). Ситуация с технологиями кардинально изменилась. Техника уже закуплена, кредиты взяты. Главная задача сегодня — чтобы все это эффективно заработало.
Ирина Исаевич:
— Однозначно нельзя сказать, что в кризис заниматься инновациями невозможно. Инновация инновации рознь. Что мы подразумеваем под этим термином? Новые технологии? Или управленческие действия, которые впервые проводятся в компании? На мой взгляд, сейчас самое время заниматься управленческими инновациями. Кризис — это время внутреннего аудита компании, время критического осмысления своей деятельности. Это касается всех аспектов. В первую очередь — как задействованы и насколько эффективно используются человеческие ресурсы. Недаром существует мнение, что именно в кризис следует обратить внимание на обучение персонала, на его развитие, именно в это время обнажается способность и желание сотрудников гибко реагировать на изменения в компании.
Приобретение и внедрение новой технологии всегда затратно. Если все удается сделать силами собственной организации и внедрить даже в кризис — это здорово. А если компания имеет несколько направлений деятельности и они готовы поддержать вновь организованное дело без вливаний извне, то это вообще дорогого стоит. Как правило, новая технология в этом случае становится конкурентным преимуществом организации.
Владислав Россошанский:
— Есть две категории инноваций: затратные, связанные с внедрением технологий, и те, которые позволяют сэкономить. Инновации —одно из мощных конкурентных преимуществ любой компании, поэтому они востребованы везде.
Вот опыт Норвегии, Финляндии, Швейцарии, которые активно вкладываются в инновации. Там созданы целые институты, чтобы поддерживать соответствующие проекты. Они их находят и оценивают.
Часто в нашей стране инновация воспринимается как новая технология, требующая серьезного финансового обеспечения. Для освоения и внедрения ее в производство нужно закладывать ресурсы. Но есть категории инноваций, которые при небольших финансовых затратах способны дать серьезный и значимый эффект, как с точки зрения экономии ресурсов, так и получения дополнительной прибыли.
На мой взгляд, любая эффективная инновация минимально емка с точки зрения ресурсов. Надо начинать с мелочей. При минимальных затратах. Это наиболее эффективно. Например, основатели Hewlett-Packard начинали с гаражного помещения. В нашем городе уже создано столько инноваций, что только бери и внедряй. И начинай экономить.
Если найти так называемые зоны утечки ресурсов в компании, то с небольшим бюджетом и с инновационным подходом можно получить значительный экономический эффект.
Александр Фомин:
— Ульяновская область богата изобретательскими и рационализаторскими идеями, научно-техническими и инновационными проектами. Одни из них направлены на реализацию задач конкретного предприятия, другие — на решение проблем целого региона. Это разработки для сельского хозяйства, медицины, жилищно-коммунального комплекса, энергетики, промышленности. В числе последних примеров — проект создания региональной системы дистанционного мониторирования артериального давления и сердечно-сосудистой деятельности групп риска населения области. Или проект ООО «Диатомовый комбинат» по разработке технологии производства керамики, упрочненной на наноуровне.
Мурат Сиразин:
— Идеи в условиях кризиса очень легко воплотить. На наше предприятие кризис оказал неразрушительное влияние. Компания ориентирована на экспорт. Рубль падает. Мы продаем продукцию в валюте, цена которой растет с каждым днем. А проценты кредита и налоги платим в рублях. К примеру, наше предприятие до 40 процентов своей продукции будет отгружать в Германию. Потому что западные производители тоже испытывают сложности, они платят зарплату в евро, оптимизируют деятельность, отпускают персонал в отпуска. Западные конкуренты здесь проигрывают (дорогие рабочая сила, сырье и энергоресурсы). Кроме того, наше предприятие предлагает на мировом рынке продукцию, которая превосходит по качеству продукцию европейских и азиатских конкурентов.
«ДО»:
— Инновации затратны на этапе внедрения. Но экономический эффект от них достаточно ощутим. Как заработать на новых идеях?
Валерий Мишин:
— На инновациях можно заработать. И очень хорошо заработать. Самое главное, что нам мешает это делать, — отсутствие инновационной системы. Нет инфраструктуры, нет нормативно-правовой базы.
А придумывать ничего не надо. Уже все давно придумано. В Китае, Японии, на Тайване — одни из наиболее эффективных инновационных систем в мире. В Белоруссии каждая область — свободная экономическая зона. Практически технопарковая зона, где землю в аренду сдают фактически ни за что, а в первые пять лет предприниматели освобождены от пошлин. Там море совместных предприятий. И эффективны, и хорошо деньги зарабатывают.
А мы работаем не благодаря, а вопреки. Если в Китае проектов не хватает, то у нас их море, целая целина. По России много технопарков, бизнес-инкубаторов, но работают из них единицы (в Татарстане, Санкт-Петербурге, Краснодаре).
Возьмите малую энергетику. Например, мы строим станцию в сто киловатт. Она, конечно, нерентабельная и никогда не окупится, потому что себестоимость большая. Как делают на Западе? За каждый киловатт, выработанный станцией, государство доплачивает определенные деньги. Она становится рентабельной! После того, как станция окупилась, государственные выплаты прекращаются.
В нашей стране такой закон подготовили два года назад. Но все затормозилось.
Я верю, что мы «пробьем» закон о малой энергетике. Заработаем на ней кучу денег. Это вопрос времени. У нас уже много заказов. Летом построим еще одну ГЭС в Ульяновске, на левом берегу Волги, уже закуплено оборудование. Недавно выиграли тендер в Волгограде.
Что делать в условиях кризиса? Помогать малому бизнесу, организовать государственный заказ. Для этого, как положено по закону, порядка 400 млрд. рублей по России (10% от госзаказа) дать малому предпринимательству.
Нужны инновационные менеджеры, которые были бы заинтересованы продвигать идеи (в нашем технопарке много готовых проектов) и получали долю в бизнесе.
Очень важна пропаганда. Нужно показывать инновационный потенциал области.
Мурат Сиразин:
— Деньги, вложенные в инновации, — это один рубль, приносящий десять рублей. Формула успеха определяется тремя показателями: пиар, одержимость идеей и сама идея, ее оригинальность. Самое главное — последнее, ведь плохую идею реализовать сложно.
Мы решили в условиях кризиса «не класть яйца в одну корзину» и начали диверсификацию производства. Наше предприятие изготавливает продукцию для цветной и черной металлургии. Именно эти отрасли кризис охватил в первую очередь. Половина предприятий (среди них «Русал», который покупает у нас кирпич) остановило свою работу. Государство выделило средства на поддержку этих предприятий. Во время остановок компании стараются провести капитальный ремонт, в том числе и теплоизоляционной диатомитовой футеровки. Так что и здесь наша продукция остается востребованной.
Кризис помог нам понять необходимость расширения ассортимента выпускаемой продукции из диатомита. Мы строим завод, который будет выпускать сорбенты, фильтрующие материалы, фильтровальные порошки, функциональные наполнители, кормовые добавки и удобрения. Но главным продуктом нового завода станет легкий теплоизоляционный заполнитель, который произведет «революцию» на строительном рынке. Он имеет такую же прочность, как и керамзит, но в пять раз легче его. При этом не впитывает воду и теплее в два раза.
Новый продукт получил название «КерамИнзит», чем увековечивает город Инзу Ульяновской области. Это позволит заработать на инновациях не только нашему заводу, но и местному, областному и федеральному бюджетам. Предполагается создать новые предприятия в строительном комплексе Ульяновской области, России и Европы, которые станут выпускать на основе нашего заполнителя стеновые блоки, плиты, скорлупы для теплотрасс, навесные панели, теплую штукатурку и легкие растворы. «КерамИнзит» придет на смену недолговечным органическим и волокнистым утеплителям, а также неэффективным традиционным строительным материалам.
Александр Кузьмин:
— У бизнеса всегда есть проекты. Если на предприятии через пять-десять лет что-то не обновили, не ушли на новую технологию, то завтра «съедены» конкурентами. Таковы условия выживания на рынке. За счет этого бизнес и развивается.
Недавно я был в Новгородской области, наблюдал работу котельной на одном из предприятий. Шредер дробит древесину, щепа поступает в котлы мощностью один мегаватт каждый. В результате получается дешевая энергия. И ею обогревают завод.
В Европе очень много оборудования по переработке промышленных отходов, в том числе и древесины. Она занимает до 40% от общего объема, вывозимого на полигоны. И мы в нынешних условиях, когда на предприятиях освободилась часть персонала, могли бы изготавливать аналогичное оборудование. Тарифы на тепло и энергию постоянно повышаются. Переработка отходов и их использование помогут предприятиям сберечь немалые деньги.
Сергей Господчиков:
— К сожалению, мы часто идем по следам Москвы, по следам Запада. Есть много идей. Но до тех пор, пока берем все готовое и ничего не придумываем сами, мы не будем испытывать драйва.
Наша компания работает на рынке семь лет, предоставляет интернет-услуги, сдает в аренду каналы передачи данных. Анализируя деятельность за этот период, я пришел к выводу, что ежегодно мы разрабатываем и внедряем новые технологии, направленные на улучшение качества услуг, но максимум через год то же самое внедряют другие операторы.
В самом начале деятельности мы первыми внедрили технологию продажи только интернет-трафика, сделав полосу пропускания максимальной. За счет этого к нам перешли клиенты одного из крупных ульяновских провайдеров. Еще через год — получили статус локального интернет-регистратора и независимость от провайдеров. Продолжили привлекать новых клиентов. Идею подхватили конкуренты. Качество услуг у всех росло. И мы опять перестали выделяться на общем фоне. Затем одними из первых предложили корпоративным клиентам воспользоваться безлимитным тарифом, но с «изюминкой» — используя в одном канале две услуги: «безлимитную» с низкой скоростью и «лимитную» — с высокой.
Сейчас мы разрабатываем новую стратегию развития, исходя из того, что, несмотря на рост пропускной способности каналов, к 2013 году (по прогнозам аналитиков) нас ждет коллапс пропускной способности в сети, что к этому времени интернет станет бесплатным и будет продаваться контент, а не сам доступ.
Поэтому призываю малый бизнес: чтобы быть эффективными, не копируйте других, а создавайте собственные инновации, которые позволят выделяться вашему бизнесу среди других компаний.
Максим Скалкин:
— Трудно предположить, какова будет посткризисная модель развития новой экономики, изменяющегося общества, ротации и распределения отраслей и сфер деятельности и, в соответствии с этим, развития и приложения инноваций. Несомненно одно — в нашем государстве придется создавать новую систему, ресурсно поддерживающую дальнейшую адаптацию западных и разработку и приложение российских инноваций во всех отраслях экономики.
Считается, что самый эффективный заказчик инноваций — коммерческая сфера. Но доступ к ресурсам у коммерческой сферы сейчас ограничен. Поэтому в качестве основного игрока на рынок инноваций приходит государство. Это касается реализации инновационных наукоемких и ресурсоемких проектов в отраслях промышленности.
Для организационных и маркетинговых инноваций, не требующих серьезных финансовых ресурсов, кризис станет стимулирующим фактором для их развития и применения внутри компаний. Сейчас самое время их внедрять. Только основная трудность для российских компаний состоит в том, что в докризисные времена основным поставщиком подобных идей был Запад, в новых же уникальных условиях нужны собственные рецепты.
Александр Фомин:
— Конечно, инновации затратны, но они позволяют выпускать конкурентоспособную продукцию. Организациям необходимо создавать новые продукты, чтобы выбросить их на рынок, когда кризис закончится.
В сложных экономических условиях усилится роль государства. Это поддержка в форме софинансирования проектов, субсидирования процентных ставок по кредитам, снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот. Государственные средства на модернизацию и техническое перевооружение производств, проведение НИОКР предусмотрены различными федеральными целевыми программами, государственными внебюджетными фондами. Например, НПО «Марс», ОАО ГНЦ НИИАР, ООО «Диатомовый комбинат», завод Искра, УНТЦ ВИАМ в рамках ФЦП выделяются средства на техническое перевооружение и разработку новых технологий. УлГУ, УлГТУ и УлГПУ в рамках программы Минобрнауки получат финансирование на НИОКР. Считаю важной деятельность РФФИ, РГНФ, Фонда Бортника, которые предоставляют гранты на НИР и средства на реализацию инновационных проектов. Ульяновские ученые — активные участники конкурсов данных фондов.
Какую поддержку предприятиям может оказать Правительство Ульяновской области? Предполагается, что в 2009 году начнет действовать областная программа господдержки техперевооружения и модернизации производств предприятий обрабатывающей промышленности. По ней планируется субсидировать процентные ставки по кредитам, полученным предприятиями на модернизацию производств. А семь проектов находятся в стадии присвоения статуса приоритетного инновационного проекта региона. В частности, по разработке технологии и организации производства наносорбентов, по производству электромобилей, по автоматизации отдельных процессов в ЖКХ.