Этот странный для слуха обывателя термин прозвучал из уст заведующей кафедрой фортепиано УлГУ Людмилы Кругловой в применении к манере и технике исполнения. Образно красивым и мелодичным словом можно назвать отношение нашей героини к делу, ученикам. И оно действительно совершенно особенное.
Людмила Андреевна шутит, что недавно отметила маленький юбилей – пять лет пребывания на посту заведующей университетской кафедрой. Для нее эта дата стала поводом для подведения первых итогов работы.
Людмила Андреевна Круглова — выпускница Ульяновского музыкального училища. В 1970 году окончила Казанскую государственную консерваторию, позже — ассистентуру при Горьковской государственной консерватории и была направлена на работу в государственную консерваторию Астрахани, где прошла путь до должности профессора и ректора. Она подготовила более восьмидесяти специалистов в области музыкального искусства, среди выпускников Кругловой – лауреат государственной премии, заслуженные работники культуры, руководители музыкальных училищ и школ, преподаватели и концертмейстеры вузов. Десять учеников Людмилы Андреевны удостоены званий лауреатов и дипломантов международных и всероссийских исполнительских конкурсов. Воспитанники профессора дали около шестидесяти сольных концертов в России и за рубежом. Людмила Андреевна активно занимается концертным исполнительством, сыграла 50 сольных концертов. Записи исполнения Кругловой современной музыки хранятся в фондах радио России и США. Входила в состав жюри международных конкурсов. Профессор — автор множества опубликованных работ по проблемам исполнения фортепианной музыки второй половины XX века. Является членом комиссии по присуждению премии Каппа при губернаторе Астраханской области. Имеет почетное звание «Заслуженный работник культуры республики Калмыкия», награждена орденом Русской Православной Церкви Святой Равноапостольной княгини Ольги III степени.
— Когда приняла кафедру, удивилась, как много здесь молодых педагогов, — вспоминает Круглова. – Потом подумала: чему удивляться – вуз молодой. И поняла, что это огромный плюс. Хотя один из моих коллег и любит повторять, что «на кафедре нельзя без седых головок», я уверена, что чем больше в вузе работает молодежи, тем лучше. В Ульяновске всегда существовала проблема – отток талантливых молодых музыкантов в другие города. Теперь, с появлением в городе университета, им есть где учиться и работать. Единственная проблема – вузовская школа имеет свою специфику, это высокий уровень и особый стиль преподавания. Моя задача как заведующей кафедрой — нацелить своих подопечных на этот курс, формировать здесь научную школу.
Опыта подобной деятельности Людмиле Андреевне не занимать. С 1973 года она работает в Астраханской консерватории, на протяжении пяти лет была ректором этого учебного заведения.
— Я убеждена, что университет и консерватория дают прекрасное гуманитарное образование, — говорит Круглова. – Хотя многие думают, что стать музыкантом можно и через училище. Но выпускники высших учебных заведений выгодно отличаются от выпускников ссузов. В наше сложное меркантильное время, когда одним творчеством не прокормишься, они многого добиваются в жизни. И при этом не изменяют музыке. Один мой выпускник, получив и юридическое образование, и музыкальное, основал культурный общественный фонд. Другая сейчас пишет диссертацию по философии музыки.
По мнению Людмилы Андреевны, в настоящее время наблюдается новый всплеск популярности творческих специальностей. Музыкальные школы переполнены, конкурс в вузах растет. Страна понимает, что нельзя готовить только юристов и экономистов. В таких условиях возрастает роль педагогов: ученики, студенты есть всегда, но каких высот они добьются, зависит от их наставников. Недавно воспитанница Людмилы Андреевны, студентка УлГУ Анастасия Рожкова, блестяще заявила о себе на международном конкурсе пианистов в Киеве. Впервые о фортепианной школе УлГУ заговорили на мировом уровне. С приходом Кругловой в копилку достижений кафедры можно занести и организацию нескольких крупных фортепианных смотров-конкурсов в Ульяновске.
С тех пор, как госуниверситет взял под крыло музучилище – главную кузницу музыкальных кадров региона, удалось не только создать эффективную непрерывную систему подготовки специалистов, но и наладить «производство» педагогических кадров. Людмила Андреевна отмечает, как важно дать выпускникам возможность заниматься научной работой, публиковаться, обмениваться опытом, чтобы стимулировать их желание остаться на кафедре.
— Когда общаешься с учениками, забываешь обо всем, — признается Круглова. – Собственные интересы и проблемы перестают существовать. А успехи подопечных радуют куда больше своих собственных. Я ведь представить не могла себе иного будущего, кроме как связанного с музыкальной педагогикой. Сейчас в музыкальную школу детей отдают, что называется, для общего развития. А во времена моей юности все, кто занимался фортепиано, мечтали быть или великими музыкантами, или прославленными педагогами.
Людмила Андреевна пришла в профессию по стопам отца. Он учился в консерватории Северной столицы, преподавал в музучилище и музыкальной школе № 1 Ульяновска. Преподавателей музыки Круглова называет особой категорией людей, «стойкими оловянными солдатиками», как никто другой хранящими верность своей профессии. По ее словам, они будут «вкалывать на десяти работах, чтобы выжить», но не изменят делу.
Говоря о качествах хорошего учителя, наша героиня, кроме прочего, выделяет и умение опережать время:
— Нужно заглядывать немного вперед, угадывать то, что будет востребовано спустя годы. Я всегда говорю, что надо приобщаться к новому, должны формироваться традиции исполнения современной музыки, а их нет. И самое обидное – среди коллег экспериментальная музыка вызывает негатив. Я одна из первых включила сонаты Губайдуллиной в программу занятий своих студентов, и все кривили губы. Потому что это было авангардно и смело. А теперь Губайдуллина — практически классика. Моя студентка призналась, что будет исследовать этюды одного современного итальянского композитора. Я пришла в восторг. Ну правда, что можно нового написать о Бахе и Шопене? Нельзя же всегда «ехать» на классике. Мы должны оставить потомкам свои произведения и свою технику исполнения. Современная музыка – это совершенно иной пианизм, нужно иметь другие уши, другое мышление, чтобы ее исполнять и воспринимать. Сейчас рояль трактуется совершенно иначе, например, как ударный инструмент. Возможно, то, чего мы боимся, спустя годы будет признано шедеврами. Но чтобы это произошло, надо дать новому пробиться к слушателю.