Слово – материал летучий, эфемерный, даже записанное на бумаге оно остается до конца не определенным -каждый норовит прочесть его по-своему. Зато бронза и камень претендуют на вечность. Поэтому жители города Ульяновска (Симбирска) старались увековечить своих соотечественников сооружением монументов. Но с памятниками как-то не задалось…

Первым опытом был памятник Н. М. Карамзину, открытый в 1845. Деньги были собраны ло подписке, инициатива принадлежала местному дворянству, но вопрос о внешнем облике решался на самом высоком уровне. В результате сложилась нетривиальная композиция – муза истории Клио на высоком постаменте, под ее ногами, в нише, бюст Карамзина почему-то в римской тоге, по бокам барельефы с Карамзиным и членами царской фамилии, опять-таки одетыми на античный манер… Отзывы не заставили себя ждать. «Памятник, воздвигаемый в Ульяновске Карамзину, уже привезен на место.

Народ смотрит на статую Клио и толкует, кто это: дочь ли Карамзина или жена его? Несчастный вовсе не понимает, что это богиня истории! Не нахожу слов выразить тебе мою досаду, что в честь такого великого человека воздвигают вековечную бессмыслицу» (Письмо Н. Языкова к Н. Гоголю 1844 г.). «Барельефы плохи, фигуры в подражание Риму полуобнажены и смешны в России, а фигура Клио подала повод народу думать, что памятник поставлен какой-то покаявшейся волжской разбойнице, и назвать его чугунной бабой». (Путевые заметки В. Сидорова, 1894 г.)

Но не только памятник Карамзину не задался. Памятник Карлу Марксу, один из первых в стране, 1921 года, тоже озадачивает. Основоположник научного коммунизма изображен в докторской мантии словно выходящим из камня, но до конца не освободившимся от его власти, напоминая о рабах Микеланджело для гробницы Папы Юлия II, преодолевающих гнетущую тяжесть материи. Бытие наглядно определяет сознание.

Да и памятник И.

Н. Ульянову позволяет двусмысленное толкование. Если всмотреться внимательно, то можно опознать, конечно, крестьянского ребенка и осознать, что он символизирует народное образование, о котором радел Илья Николаевич. Но вряд ли многие так всматривались: поэтому монумент воспринимается как памятник отцу и сыну. Вероятно, подсознательным ответом на это было сооружение в Ульяновске памятника матери и сыну -Марии Ильиничне и Володе Ульянову

Местная традиция открывать в честь знаменитых соотечественников символические памятники (в XIX веке -Карамзинская библиотека, читальня им. Гончарова) кажется более адекватной. Это осознано местной творческой краеведческой мыслью. Сначала поставили памятник дивану Обломова. Потом задумали памятник букве «Ё», придуманной некогда уроженцем города, историком и литератором Николем Михайловичем Карамзиным (более 200 лет назад он впервые в своем стихотворении в традиционном «слиозы» обозначил звук «о» под ударением буквой «ё» – «е» с точками наверху на немецкий манер – так появился знак отличия языка светской литературы от церковного).

На конкурс памятника теперь уже исчезающей букве поступило около 100 проектов, а генератору идеи – ульяновскому краеведу Сергею Петрову – приснился свой вариант: на букву «Ё» опирается муза Клио с памятника Карамзину.

С материализацией пока не получается, но творческая мысль на месте не стоит. То возникнет идея разместить все присланные проекты в парке «Ё-ленд», или Прикольном садике. То у главного художника города Ульяновск Татьяны Клинк родится план создания пешеходной улицы: с гербовым столбом, памятником букве «Ё», витринами с манекенами в старинной одежде по обочинам, стилизованными вывесками и даже воинами дружины «Рысь», изображающими «бой времен Стеньки Разина» на сцене… Кафе кухонь народов Поволжья, магазинчики, кукольные театры, лавки…. и кафе для студентов с облавой, организуемой милиционером в форме жандарма…