В среду, 25 февраля, на заседании городской думы рассматривался вопрос об оплате за потребленную тепловую энергию.

Вопрос очень серьезный. Ведь долг города теплоэнергетикам, оставшийся с 2007 года, возрос на 204 млн. рублей. Сейчас он составляет свыше 597-и млн. Из них более 350-и млн. рублей приходится на выпадающие доходы. Эта сумма представляет собой разницу между нормативом потребления, согласно которому энергетики выставляют счета управляющим компаниям, и реально потребленной теплоэнергией.

Комментируя ситуацию с оплатой тепловой энергии, директор ООО «РИЦ» Виктор Сакун посетовал на то, что нельзя предъявить горожанам-потребителям тепла «13-е платежки», наделавшие немало шума в прошлом году. И если не найти выхода из сложившейся ситуации, то город не расплатится с энергетиками никогда.

Депутат Андрей Малых назвал выступление господина Сакуна «плачем Ярославны»: ах, как жаль, дескать, что мы не можем предъявить ульяновцам «13-е платежки»! Получается, энергетиков впору жалеть – ведь такие деньги недополучают! Однако, по данным облстата, зарплата в сфере теплоэнергетики за два последних года возросла более чем на 40 процентов.

– Откуда берутся на это деньги, за чей счет повышается зарплата? – задался вопросом депутат. И сам же на него ответил: «За счет горожан, которых энергетики нещадно обирают».

Его поддержали и другие парламентарии. А депутат Петр Столяров отметил, что вопросы платежей за тепло, долгов и их погашения не решатся до тех пор, пока не договорятся все участники цепочки «производитель тепла-транспортировщик-потребитель». Пока не станет прозрачным формирование себестоимости гикакалории тепла. И касается это не только Ульяновска – проблема стоит повсеместно в России.

Однако у Виктора Сакуна «рецепт» лечения болезни неплатежей нашелся быстро. По его мнению, необходимо, чтобы производитель теплоэнергии доводил ее непосредственно до потребителя, минуя перепродавцов в виде транспортировщиков тепла и управляющих компаний. «Отпадет необходимость продавать воздух» – заявил директор ООО «РИЦ».

Возник вопрос, какая в этом польза для самого «РИЦ»? Ведь это ведомство просто собирает деньги с потребителей, получая по три процента с платежей. Понятно, что не имея возможности взыскать выпадающие доходы, «РИЦ» теряет свои проценты с этих денег. Но ведь если тепло пойдет напрямую от производителя до каждого потребителя в каждой отдельной квартире, то и выпадающих доходов не будет – вся теплоэнергия пойдет через счетчики. Получится, что «РИЦ» останется в проигрыше? Не останется.

Это сейчас нам говорят, что энергетики все сделают для горожан – и системы отопления в домах отремонтируют и отрегулируют, и счетчики установят. Бесплатно. Но всем хорошо известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Получив монополию на весь комплекс работ и услуг, связанных с отоплением, включая и контроль за его потреблением, энергетики наверняка найдут способы компенсировать все затраты. И на ремонт, и на обслуживание, и на счетчики. Ведь в тайну формирования стоимости единицы тепла энергетики не допускают никого. И вряд ли допустят. Стало быть, и энергетики и «РИЦ» свое так или иначе получат. А в проигрыше останутся как всегда те, кто платит – простые ульяновцы.