Власти Ульяновска озабочены ростом числа диких животных, живущих в квартирах и домах горожан, между тем и соответствующий закон «О правилах содержания домашних животных и обращения с безнадзорными животными в Ульяновской области» до сих пор не принят

Несколько лет тому назад газеты выдали сенсацию: в деревне Тихие пруды задремавшего рыбака за руку укусил… крокодил. Рыбак от ужаса и боли завопил так, что хищная рептилия тут же ушла с головой под воду. Врачи с повышенным вниманием выслушали рассказ потерпевшего. Рану обработали и решили было отправить рыбака в психиатрическую больницу, а тут новое происшествие – крокодил напал на целую компанию рыболовов. К месту ЧП приехали милиционеры, спасатели, ветеринарные врачи. Из водоема вытащили настоящего тайского двухметрового крокодила.

Позже выяснилось, что диковинную для здешних мест рептилию выпустил в водоем один из жителей Ульяновска. Крокодил вырос и надоел семейству. Вот от него и избавились. Думали, что замерзнет иноземная тварь в прохладной воде, а лето, да и осень оказались жаркими.

И это не единичный случай. В самом Ульяновске как-то ловили ядовитых змей, которые расползлись по этажам многоквартирного дома. Операция по вылавливанию гадов длилась более 6 часов. Как гюрза и эфа оказались в здании? Выяснилось,, пресмыкающихся привезли по специальному заказу для знатока-любителя. А он недоглядел.

Случилась и пропажа питона, которого обнаружили в городской канализации. Как-то в Ульяновске на улицах ловили теплолюбивых макак и юрких гекконов. Еще в милицию города обращались по поводу пропажи мангуста.

Что же делать в подобных ситуациях? Ведь все эти экзотические животные имеют привычку кусаться и царапаться или нападать из кустов в темных местах. Руководитель экологического комитета города Ульяновска Андрей Салтыков убеждал городскую общественность поменять свое восторженное отношение к бродячим крокодилам и питонам. Для этого он разработал целый закон о содержании домашних животных, который обяжет хозяев экзотических животных (в первую очередь) регистрировать питомца на своей территории, то есть сделать того же крокодила полноправным членом семьи с твердой пропиской его в террариуме по указанному адресу хозяина. И в следующий раз, если вдруг экзотической твари захочется уползти или же ее пустят в одиночное плавание, правоохранительные органы, имея на руках списки всех ульяновских крокодилов, смогут установить (и довольно быстро), откуда именно пропала рептилия.

Новый законопроект получил одобрение среди депутатов городской Думы. Поддержали его и сами горожане, сильно напуганные появлением в самых разных местах неведомых тварей. Единственное, на чем споткнулись законодатели, – это вопрос оплаты процедуры. Автор нового закона ратовал за бесплатное его внедрение в жизнь, но тут засомневалась мэрия. Закон отправили на доработку. И до сих пор «дорабатывают».

Как «дорабатывают», правда, уже в ЗСО предложенное Гордумой Ульяновска (чуть ли не год назад) проект закона Ульяновской области «О правилах содержания домашних животных и обращения с безнадзорными животными в Ульяновской области».

Стаи бездомных собак гуляют по городу, причем их становится все больше. Если люди видят этих животных, то возмущаются: дескать, куда власть смотрит, они же опасны, они же нас покусают, а вдруг они бешеные?!

Но как только соответствующие службы начинают отлавливать бездомных барбосов, возмущение становится противоположным: как можно так жестоко обращаться с животными, а вдруг это увидят дети, а вдруг это повредит их психике?.. А потому нередки случаи обращения граждан к власти с требованиями более гуманного отношения к животным.

Согласимся, основания для недовольств есть и у защитников, и у противников бездомных животных. Необходимость принятия соответствующего закона на региональном уровне давно назрела. Законопроектом определены обязанности владельцев домашних животных. Так, они должны предотвращать причинение четвероногими вреда жизни и здоровью граждан или их имуществу. Закон предписывает немедленно сообщать в ветеринарные учреждения и органы здравоохранения обо всех случаях укусов. Нельзя оставлять умерших животных без захоронения. Не допускается загаживание животными помещений общего пользования многоквартирных домов и общественных мест. Для хозяев животных определен еще целый ряд запретов. Не разрешается издеваться над животными, натравливать их на людей, оставлять надолго без присмотра, пытаться самостоятельно их усыпить.

А еще в законопроекте содержатся правила выгула животных, прежде всего, конечно, собак. В идеале выгуливать собаку надо на специализированной площадке. Но если таковой нет, это надо делать так, чтобы не мешать окружающим. Согласно расчетам, Ульяновск нуждается в сотне подобных площадок. На это может потребоваться сумма около 20-35 миллионов рублей. Разумеется, в условиях нынешнего кризиса и ограниченности городского бюджета этим вопросом пока никто активно заниматься не будет.

А что же с бездомными тварями? В законопроекте сказано, что их отлов должен производиться специализированными организациями, которые определяются органами местного самоуправления, в нашем случае – мэрией Ульяновска. «Охотникам» за бродячими собаками предписано делать это гуманно, не нанося им вреда. И вот еще что важно: ловить животных запрещено на глазах детей.

Пойманные кошки-собаки должны помещаться в особый пункт временного содержания безнадзорных домашних животных. Хозяева потерявшихся питомцев смогут обращаться именно туда. Собаку там должны зарегистрировать, провести ветеринарный осмотр и учет. Затем животное могут полечить, усыпить, отпустить, стерилизовать или отдать владельцу – в зависимости от обстоятельств.

Сегодня много говорится о необходимости создания приютов для бездомных животных. Но не ясно, кто будет этим заниматься. Впрочем, есть планы создания приюта в Заволжском районе (проезд Инженерный). Он рассчитан на более чем 80 собак и 150 кошек. В приюте смогут работать 12 человек, его стоимость определена в сумму около 30 миллионов рублей. Разумеется, появление одного такого приюта проблему бездомных животных не решит. Но, как говорится, важен прецедент: заразительны бывают не только дурные примеры, но и добрые.

Сергей Евсеев, Надежда Иванова