Переговоры о продаже завода АвтоВАЗу заморожены
АвтоВАЗ заморозил переговоры с группой «СОК» по обмену «ИжАвто» на дилерский холдинг «Лада-Сервис». Однако представители группы, уже вошедшие в руководство холдинга, продающего четверть продукции АвтоВАЗа, продолжают управлять им. Одним из первых шагов станет сокращение персонала «Лада-Сервис» на 70%.
О том, что АвтоВАЗ остановил переговоры с группой «СОК» о покупке у нее «ИжАвто», „Ъ“ рассказал источник, близкий к обеим компаниям. По его словам, на днях стороны договорились заморозить переговоры минимум «на несколько месяцев», инициатором выступил АвтоВАЗ. Причина — неуверенность завода в том, что в условиях кризиса стоит создавать дополнительные объемы сборки Lada, Renault и Nissan (Renault владеет блокпакетом АвтоВАЗа). Никаких документальных обязательств по возобновлению переговоров с СОКом спустя несколько месяцев АвтоВАЗ на себя не взял, говорят источники „Ъ“. Остановку переговоров подтвердил топ-менеджер АвтоВАЗа, а также один из акционеров завода. В группе «СОК» вчера эту информацию не подтвердили и не опровергли, подчеркнув, что «всякие переговоры должны опираться на рыночные реалии». Президент АвтоВАЗа Борис Алешин сказал лишь, что «никаких официальных позиций насчет отказа от сделки по «ИжАвто» нет».
Остановка переговоров АвтоВАЗа с СОКом совпала с опубликованием оферты «ИжАвто» держателям своих облигаций. В декабре «ИжАвто» допустило техдефолт по облигациям на 2 млрд руб. и, как сообщал „Ъ“ вчера, предложило их держателям выставить бумаги к выкупу 26 августа. Однако держатели бумаг могут потребовать досрочного выкупа, если «у «ИжАвто» сменится контролирующий собственник», сказано в оферте. Аналитики говорили, что этот пункт обязывает АвтоВАЗ в случае покупки «ИжАвто» решать его долговые проблемы: либо досрочно выкупать облигации, либо пытаться снова реструктурировать этот долг (денег на выкуп, по мнению аналитиков, у АвтоВАЗа нет). Теперь расплачиваться с держателями бумаг будет СОК. Есть ли у группы на это средства, в ней вчера не пояснили.
АвтоВАЗ остановил, по сути, уже запущенную сделку. Завод собирался оплатить «ИжАвто» контрольным пакетом дилерского холдинга «Лада-Сервис» (входит в АвтоВАЗ). Совет директоров АвтоВАЗа уже одобрил отчуждение 75% акций «Лады-Сервис», а СОК успела ввести в руководство холдинга своих управленцев (сейчас обязанности гендиректора «Лады-Сервис» исполняет выходец из группы Сергей Шабанов). По словам источников „Ъ“ в «Ладе-Сервис», СОК уже начал сокращать персонал холдинга: до 70% сотрудников его управляющей компании будут уволены по распоряжению господина Шабанова. Представитель «Лады-Сервис» Юлия Фалькевич подтвердила вчера „Ъ“, что 70% сотрудников получили уведомления о сокращениях (они пройдут до 25 апреля), отметив, что из холдинга также уходит топ-менеджмент «по собственному желанию» (речь идет о ставленниках АвтоВАЗа).
Как утверждали источники „Ъ“, АвтоВАЗ вел переговоры о покупке «ИжАвто» во многом потому, что эту сделку намеревался провести его совладелец, французский концерн Renault. По их словам, Renault рассчитывал перенести в Ижевск производство со своего московского завода «Автофрамос», поскольку стоимость рабочей силы в Москве высока (официально в концерне это намерение всегда опровергали). Вчера представитель Renault в России Оксана Назарова отказалась комментировать остановку переговоров по покупке «ИжАвто». По словам одного инвестбанкира, знакомого с позицией АвтоВАЗа, «временный отказ от сделки согласован с Renault, и проблем там нет».
В условиях глобального падения продаж Renault, возможно, берет паузу на то, чтобы еще раз пересчитать возможные выгоды от сделки, полагает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. В этой связи он называет заморозку переговоров «оправданной». Впрочем, продолжает аналитик, не совсем понятно, почему, если стороны остановили переговоры, группа «СОК» «вплотную занимается оперативным управлением «Лады-Сервис» и сокращает там персонал». Возможно, считает Михаил Лямин из Банка Москвы, это говорит о том, что в конце концов стороны все же вернутся к переговорам.
Дмитрий Беликов