Своеобразно власти реагируют на произносимые ими же самими лозунги об оптимизации, повсеместном сокращении расходов в условиях кризиса – повышают должностные оклады, вводя для себя все новые виды поощрений.

На этой неделе внимание на себя обратило решение Ульяновской Городской Думы от 25 февраля этого года, опубликованное в официальной городской газете мелким шрифтом. В документе с четырьмя таблицами приводятся увеличенные размеры ежемесячных денежных поощрений (ЕДП) муниципальным служащим Ульяновска. Попросту – премий.

«Вилка» размеров поощрений для специалистов Гордумы, городского комитета по регулированию цен и тарифов, Ульяновской городской избирательной комиссии и чиновников мэрии достаточно большая – от 2,3 оклада в месяц для консультанта горкомцен до 10,2 должностного оклада заместителю главы города. Размеры премий первых лиц – мэра и председателя Думы – в документе не приводятся.

Простой народ, конечно же, интересуют не цифры и коэффициенты, а конкретные суммы денег, которые получают их «слуги». Тут-то и выясняется, что узнать о них – дело практически нереальное. Система начислений зарплат чиновникам крайне мудреная, кроме того, регламентируется десятками нормативных актов, многие из которых недоступны. К должностному окладу чиновника плюсуются различные дополнительные выплаты. В Законе «О муниципальной службе в Ульяновской области» (№ 163-30 от 7.11.2007 г.) таковых названо восемь. Из ежемесячных: надбавка за выслугу лет (в размере до 30 процентов от оклада), «надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы» (до 150 процентов оклада), «надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы», за работу с секретными документами, ЕДП. Кроме всего этого, чиновнику положены единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь. Сам должностной оклад, согласно положению, исправно индексируется с учетом уровня инфляции. Регулярно повышается, как по последнему решению Гордумы, и размер ежемесячных денежных поощрений.

В документе говорится, что основанием для выплаты ЕДП являются: качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей, мероприятий, а также соблюдение внутреннего трудового распорядка. Прилежный замглавы города, к примеру, в этом случае может рассчитывать, кроме всего прочего, на ежемесячную премию в размере более 50 тысяч рублей.

И все же информация по получкам муниципалов – супероткрытая по сравнению со сведениями о зарплатах региональных чиновников. Сколько получает тот или иной министр или депутат ЗСО, знают только они сами. Об этом, кстати, говорилось на последнем брифинге с участием журналистов и членов партии «Единая Россия» – членами его регионального руководства и депутатом Госдумы от области Валентином Денисовым. Вопрос от журналистов был такой: «Ввиду кризисного положения не так давно премьер-министр Украины Юлия Тимошенко распорядилась сократить в три раза зарплаты чиновников правительства и депутатов Рады. Более 10 процентов бюджета Ульяновской области (2,6 миллиарда рублей) тратится на содержание госаппарата региона. Почему при пересмотре дефицитного бюджета эта статья не была затронута?». Ответ Валентина Денисова: «Вопрос о зарплатах чиновников находится на грани политизации. То, что мы еще не пришли в конкретную семью и не отобрали деньги, говорит о том, что у страны есть запас прочности. Да, чиновников много, но срезание их зарплат – не тот путь… Лучше потихоньку давать, чем отбирать. В этом есть некий психологический элемент стабильности».

Ответ председателя регионального отделения «ЕР» Игоря Тихонова: «Главное – сократить общие расходы на госаппарат, и каким способом это будет сделано – не суть важно. Призывы не платить зарплаты чиновникам, а расходовать деньги на социальные нужды я считаю популизмом. Сегодня говорить о том, что чиновники имеют высокие зарплаты, которые можно сокращать, я думаю, не стоит. Мы же выступаем против, когда руководитель того или иного предприятия начинает урезать зарплаты своим сотрудникам. А чиновник – тоже работник. Вопрос состоит лишь в эффективности этой работы».

Вадим Пилюков