При всем моем уважении к составителям толковых словарей, они все-таки не совсем правильно толкуют термин «вандализм», поясняя его как несознательное разрушение памятников истории и культуры. Варвары-вандалы, захватившие Рим, разрушили все до единого памятника в Вечном городе – старательно и сознательно, поскольку их вера была тотемистической, то есть они верили в символы. Захватив Рим, они увидели в нем массу скульптур, которые сочли за тотемы римлян и уничтожили их, чтобы римские боги не мстили.

Свято место пусто не бывает

Большевистские сносы памятников после октябрьского переворота, снос церквей, последующий снос многочисленных памятников Сталину, как и снос памятника Дзержинскому в Москве в августе 1991г., сносы памятников Ленину в других городах – все это тоже проявления вандализма, то есть борьбы с символами, тотемами чуждой веры. Сродни действиям тех же варваров. Поскольку «свято место пусто не бывает», каждая новая власть стремится установить побольше своих тотемов. Характерно, что люди из нынешней власти были воспитаны в период торжества коммунистической идеи, но сегодня живут уже по капиталистическим принципам. Какие образы теснятся в их головах, каким божествам наши правители поклоняются? Похоже, Хаосу. В итоге попытки тотальной тотемизации Ульяновска чаще всего получаются довольно корявыми.

Снаружи и внутри

Уже несколько лет в Ульяновске власти упорно устанавливают все новые памятники. Пытаясь соригинальничать, установили, например, памятник в виде надгробной плиты даже книге. Тем самым, как бы разом похоронили всю печатную литературу. Памятник сразу стал всеобщим посмешищем.

Однако и старое не дает себя забывать. В 2005г. достали из кладовки и установили возле здания пединститута бюст председателя Симбирского губисполкома Гимова. За что, с чего бы вдруг? За его активное участие в установлении советской власти? Так ведь наше государство от самой идеи власти Советов отказалось, и она признана всего лишь неудачным кровавым экспериментом. При развале СССР памятник Гимову, хоть он уже и был изготовлен, установить не решились. Современная его установка стала, вероятно, всего лишь своего рода взяткой местным левым партиям за поддержку ими курса новых властей.

Наивысшим проявлением современного путанного тотемизма является здание Законодательного Собрания области. Его фасад до сих пор украшает герб более не существующего государства – СССР. Внутри самого здания депутаты заседают под триколорами, двуглавыми орлами и геральдическими львами. То есть под символами-тотемами тех сил, которые боролись против СССР. Вот такая получается «редиска» из здания. Снаружи оно «красное», а внутри «белое». Как и сознание подавляющей массы представителей нынешней власти.

Коммерциализация всех святых

Недавно было объявлено, что в Ульяновске в скором времени появится еще один памятник. На этот раз святым Петру и Февронье, которые для православных являются символами семьи, любви и верности. Вроде бы все правильно, но кое-что в этой идее смущает. Что делать представителям других конфессий ? Поклоняться христианским идолам или добиваться справедливости – требовать, чтобы установили святой символ их веры?

Конечно, авторы идеи никого обидеть не хотели. Они преследовали вполне приземленные коммерческие цели. За счет выпендрежа – у нас есть, а нигде больше нет – сделать памятник святым одним из элементов “завлекаловки” для туристов. Современным коммерческим тотемом. И ничего более. Это и есть, на мой взгляд, неовандализм — игноррирование иных культур и насаждение тотемов своей религии в коммерческих целях.

Инициаторы волны установки новых памятников могут возразить, что мол, европейские города буквально утыканы всевозможными памятниками. А мы чем хуже? Но там они накапливались веками во времена спокойствия и сытости. Вряд ли европейскую копилку памятников будут активно пополнять в условиях экономического кризиса.

Возвращаясь к теме толкования слов, вспомнив заодно “Джентельменов удачи”, можно было бы предложить дополнительное толкование простому слову “редиска”. Это монументальная продукция незавершенного переваривания головами идеологической пищи – нехорошие памятники, короче. Жаль, что их производство обходится дороже огородных культур.