Безусловно, все догадывались, что в условиях скачкообразно развивающегося экономического кризиса главным мерилом всего станут деньги. Для кого-то – тысячи рублей, для кого – десятки тысяч, кто-то – будет продолжать считать свои деньги сотнями, кто-то чужие – миллиардами. Но то, что именно деньги выйдут на первый план в нашем обзоре, этого не ожидали мы сами.

Громче всех выступили в этом плане власти Ульяновска. Теперь все чиновники, счастливо обслуживающие и исполнительную и законодательную ветви областного центра, по официальному постановлению Ульяновской Гордумы (одно время ее было принято называть «угадайкой»), имеют право на «ежемесячные денежные поощрения» в размере от 2,3 до 10,2 оклада.

Для равновесия скажем, что перед Новым годом сотрудники мэрии (по крайней мере, низовое и среднее звено) остались без традиционной – и довольно большой – премии.

Возможно, в конце прошлого года Ермаков просто поддался на провокацию области по поводу сокращения расходов аппарата. (Приблизительно то же самое, как считают многие наблюдатели, произошло совсем недавно по поводу «замораживания» тарифов). По памяти старого канцеляриста, он решил, что на бумаге и карандашах сильно не сэкономишь, и предпринял единственно верный шаг – начал урезать денежные доходы подчиненных.

Посмотрев же пару месяцев на поведение «старшего брата», и осознав, что на площади Ленина продолжают грести банкноты, он восстановил справедливость. Резонно решив, а чем служащие мэрии хуже служащих областного правительства?

Все-таки, чего у дедушки не отнять, так это стремления заботиться о своих подчиненных.

Но на фоне этого скандала… Да, вот еще вопрос. А не слишком ли он искусно поддерживается кем-то со стороны? С той же площади имени великого земляка? И с тарифами мэр неправ, и с зарплатами он погорячился… А сами в стороне, и сколько получают у них – тайна за семью печатями.

Но, продолжим. На фоне скандальчика с зарплатами муниципалов областного центра, совершенно незамеченной прошла тема двукратного увеличения возможной суммы областного долга. То есть, тех денег, которые область имеет право взять взаймы.

Эта сумма является частью регионального бюджета и просчитывается одновременно с его принятием. Утверждая по осени бюджет-2009, депутаты ЗСО одобрили максимальный предел займов в размере 2 миллиардов 300 миллионов. А неделю назад увеличили его до… 4 миллиардов 470 миллионов. Учтите, что по новой моде, наш областной бюджет-2009 носит в своем названии еще и довесок «…и на плановый период 2010 и 2011 годов». Пытаясь перепланировать бюджет на текущий год, экономисты обязаны вносить и прогноз изменений на два последующих года. На них суммы долговых обязательств пока прописаны и вовсе сумасшедшие.

Здесь следует отметить, что, в общем-то, за время губернаторства Сергея Морозова понятие «государственного долга области» попросту исчезло. Ему удалось практически полностью списать его (почти с трех миллиардов целковых), и тут – здрасьте, кризис! Пришлось прибегнуть к казалось бы хорошо (в смысле, накрепко) забытому способу.

На текущий момент область уже должна более миллиарда. И существуют все предпосылки, вплоть до объявленных сроков аукционов по заключению госсконтрактов на кредитование региона.

О чем это говорит? О том, что бюджет Ульяновской области окончательно накрылся медным тазом. С одной стороны, власть его секвестрирует. С другой – набирает долги, так как даже секвестра не хватает. На что надеется? Ну, только не на то, что заработают инвестиционные проекты. Они даже все вместе ни за что не дадут таких денег, как очередной секвестр или займ.

Феликс ИЛИН