Пять лет назад в доме семьи Кузнецовых на станции Красный Гуляй кончился свет.
Совсем.
– Пока работал Красногуляевский щебзавод, электричество к нам шло от трансформатора, за которым они смотрели, – рассказывает хозяин Виктор Кузнецов. – Потом щебзавод развалился, закрылся. И все хозяйство стало приходить в негодность. Столбы сгнили, трансформатор свалился. Чинить его не стали. Сказали, что не на что да и не зачем. Мол, кому он там работать будет – на всей станции остался всего один жилой дом из двадцати двух. А нам с бабушкой – зачем такая роскошь как свет? Живем же без воды, значит, и без света сможем.
Ветряк
Помирать в 65 лет супруги Кузнецовы, вроде как, не собирались. И перспектива жить в потемках их никак не прельщала. Пошел Виктор Степанович по высоким кабинетам – правды искать.
Это сейчас весь мир заговорил о кризисе. А Кузнецов с этим «зверем» познакомился еще в 2004 году. Когда на все просьбы починить трансформатор или хоть как-то обеспечить их дом электричеством, он слышал затрапезное «денег нет».
– Тогда я решил построить ветряк, чтобы свет давал, – буднично поведал репортеру «НГ» Виктор Степанович, как будто речь шла не о чем-то нестандартном, необычном, а о походе в магазин за хлебом.
Оказалось, изобретать для Кузнецова действительно дело привычное.
Кулибин
Родился Виктор Кузнецов в 1939 году в Кайдове Чердаклинского района.
– Сейчас этого села нет уже, затопило его, – вспоминает пенсионер. – Был я четвертым ребенком. Семья наша была небогатая. В колхоз родители не пошли. Папа сено сторожил, мама с нами дома сидела. Денег вечно нет, не до жиру.
В общем, детство у Вити было тяжелое, а игрушки и в самом деле – деревянные. Всевозможные машинки он сам себе мастерил из поленьев.
А однажды 9-летний мальчик увидел на улицах Кайдова велосипед. Настоящий, заводской! О покупке такого и мечтать не приходилось.
– Я из дерева велосипед смастерил, – смеется Кузнецов. – Рама, руль, сиденье – все как положено. Колеса из бревен выстругал. Хороший такой самокат получился! Отталкивайся ногами да катись. Все пацаны в очередь вставали покататься.
Позже не мог Виктор Степанович спокойно трудиться и на силикатном заводе, куда он устроился экскаваторщиком. Постоянно лезли в голову мысли, как улучшить работу ЭКГ-5, чтобы он меньше кушал топлива, а работать водителю на нем было легче.
– Говорят, на заводе до сих пор одна стена вся увешана моими рацпредложениями, – улыбается Кузнецов. – Премии постоянно мне выписывали. По 20 рублей.
Без чертежей
Как строить ветряк – Виктор Степанович даже примерно не знал. Видеть такие – видел. Но чертежи, конструкции…
– Что вы! – машет рукой, – у меня всего четыре класса образования. Какие там расчеты? Все из головы.
К столбу приладил ось. С одной стороны подвесил редуктор, который увеличивает обороты, с другой стороны – крестообразно закрепил четыре доски. Генератор поставил от мотоцикла «Восход». Провода от изобретения в дом провел. Все, ветряк к работе готов.
А «вертушка» (как называет чудо техники супруга Антонина Даниловна) и впрямь заработала. Выдавая совсем немного вольт. И горели в доме Кузнецовых не лампочки Ильича, а 12-вольтные автомобильные.
– Ни разу сбоя не было! – уверяет жена. – Четыре года ведь нам электричество не давали. ЧЕТЫРЕ! А мы все это время со светом были. Даже телевизор смотрели! Если ветра на улице нет, Витя солярки в мотор нальет – хорошо крутится!
Окрыленный удачей, Кузнецов еще и на бане приладил маленький ветряк – чтобы с тазами не в потемках возиться.
– Не пошло у меня там дело, – смущается, – не вырабатывал он нужного напряжения. Проще оказалось от большой вертушки и в баню провод кинуть.
Соседи
– Год назад нам электричество все же починили, – докладывает Антонина Даниловна. – Жизнь поинтереснее стала. Сразу соседи у нас появились – купили дом напротив.
Но ветряком нет-нет, но до сих пор пользуемся. В целях экономии.
– Электричество-то больно сейчас дорогое, – вздыхает Виктор Степанович. – С водой бы нам вот что-нибудь еще решить… Были бы родники поближе к земле, я бы давно либо колодец прорыл, либо водяной ветряк смастерил. Но здесь до воды не докопаешься. Вот и вожу ведрами на велосипеде из Красного Гуляя за тридевять земель. С одной стороны, нам с бабушкой, вроде, много и не надо. Четыре ведра на неделю хватает. С другой стороны, летом кроме картошки без воды ничего и не вырастишь. И годы ведь тоже… Мне в этом году 70 исполняется.