Во вторник, 17 марта, на ДААЗе прошло выездное совещание, на котором представители областного правительства, администрации города и автоагрегатного завода обсудили сложившееся социально-экономическое положение и пришли к выводу, что трудности нужно преодолевать сообща
Открывая совещание, посвященное изучению проблем крупнейшего в нашем городе предприятия, которым уже шесть десятилетий является Димитровградский автоагрегатный завод, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Петрович Пинков сказал:
– Как показывают результаты работы предприятий Ульяновской области за два первых месяца текущего года, экономическая и финансовая ситуация остается критически нестабильной. Наибольшие трудности испытывают предприятия машиностроительной отрасли. Особенно те, что заняты в секторе автопрома, который сейчас переживает крайне сложные времена. На некоторых производствах объемы выпуска продукции сократились до 60 процентов.
Более устойчивое положение на предприятиях оборонной промышленности и тех, которые работают по госзаказам. Я имею в виду УКПБ, Ульяновский патронный завод, мехзавод, ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Димитровградхиммаш». Однако их не так много, чтобы повлиять на общую ситуацию в регионе.
Что касается отечественного автопрома, то федеральным правительством определен ряд мероприятий, направленных на поддержку этой отрасли. В нашем регионе тоже разработаны соответствующие программы. Господдержка предприятий будет осуществляться через программы госзакупок, госагролизинга, Россельхозбанка и программу обновления подвижного состава. Планируется, что они начнут работать с середины апреля…
Анализируя ситуацию на рынке труда, А.Пинков отметил, что к середине марта уровень безработицы в Ульяновской области достиг 2,4 процента от общего числа работоспособного населения. Незанятыми в начале недели были 16 тысяч 509 жителей нашего региона. Однако за по-следние три недели рост безработицы замедлился в 2-2,5 раза. Если в начале февраля еженедельно в службу занятости обращалось более 1100 жителей области, то теперь – около 550 человек.
Для того чтобы поддержать людей, высвобождающихся с терпящих бедствие предприятий, в регионе работает три программы. Первая направлена на поддержку персонала, который находится в зоне риска увольнения. Вторая – на переобучение и проф-ориентацию людей, оказавшихся за воротами сокративших производство предприятий. Третья – на поддержку самозанятости высвобождающихся с предприятий и организаций людей.
Что касается первой программы, то в Ульяновскую область из федерального бюджета уже прибыл первый транш в размере 76 миллионов рублей. Эти средства планируется израсходовать на поддержку почти 9000 человек, оказавшихся в крайне стесненной финансовой ситуации. Речь идет о работниках 316 предприятий, большинство из которых занято в сфере автопрома. Причем 200 предприятий, на которых трудится 3600 попадающих в группу риска работников, еще на прошлой неделе заключили соответствующие договоры. Остальные должны сделать это до 20 марта. Как только организационная работа будет завершена, деньги пойдут к тем, кто в них сейчас особенно нуждается. По словам Александра Петровича, таким образом государство намерено поддерживать людей в течение нескольких месяцев, то есть до тех пор, пока ситуация не урегулируется.
Вторая программа тоже предусматривает значительные средства. Планируется, что они будут направлены на профориентацию и переобучение около трех с половиной тысяч человек, оставшихся без работы.
Программа поддержки самозанятости разработана из расчета на тысячу человек, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью. Но это еще не окончательная цифра, так как есть возможность расширить количество участников этой программы. И соответственно увеличить ее финансирование.
Реализация указанных программ на территории Димитровграда, участие в них ДААЗа, а также его взаимодействие с городской властью около двух часов обсуждались на совещании, в котором приняли активное участие министр промышленности и транспорта Ульяновской области Вильдан Ханифович Зиннуров, министр труда и социальной защиты населения Ульяновской области Анатолий Александрович Васильев, глава Димитровграда Николай Анатольевич Горшенин, специалисты экономического блока городской администрации, директор Димитровградского центра занятости населения Валентина Александровна Медведева и ряд ведущих специалистов завода во главе с его управляющим Владимиром Михайловичем Изотовым.
Разумеется, ситуации на ДААЗе было уделено особое внимание. Финансовый кризис здесь стал ощущаться еще в октябре, когда у завода возникли первые проблемы с получением дополнительных оборотных средств для обеспечения производства. Эта ситуация усугубилась неплатежами потребителей, долг которых за поставленную заводом продукцию еще осенью превысил 400 миллионов рублей. Дальнейший рост задолженности потребителей, среди которых значатся ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «ИжАВТО», ОАО «КамАЗ», ОАО «СеАЗ» и другие отечественные автомобилестроительные компании, вкупе с повсеместным снижением спроса на продукцию усугубили ситуацию настолько, что уже в декабре из-за нехватки оборотных средств димитровградское предприятие с трудом смогло выдать работникам зарплату и рассчитаться с энергетиками, обеспечивающими жизнедеятельность завода.
Именно тогда ДААЗ, вынужденный снижать собственные расходы, в числе первых предприятий нашего города заявил о сокращении 250 сотрудников. В действительности эта цифра оказалась значительно меньше, так как в первую очередь предполагалось упразднить 150 имеющихся на то время вакансий. Из сотни реально попадавших под сокращение сотрудников 80 ушли на заслуженный отдых, остальных же попытались трудоустроить на дочерних предприятиях и других димитровградских фирмах, имеющих прямое отношение к машиностроению.
Что касается оставшихся сотрудников, то их заработки значительно уменьшились по причине снижения объемов выпуска продукции. Так, в ноябре они упали на 17 процентов, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, в декабре – на 26 процентов, в январе завод вообще не работал, а в феврале выпустил продукции на 57 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В общей сложности снижение объемов уже достигло 40 процентов против прошлогоднего уровня. Поэтому сейчас завод работает по сокращенному графику, вдвое уменьшив продолжительность смен. При этом склады переполнены готовой продукцией, спроса на которую пока нет. Разумеется, по этой причине нет и финансовых поступлений, достаточных для обеспечения всех обязательств. Несмотря на это, стараясь во время простоя поддержать коллектив, объединивший около семи с половиной тысяч димитровградцев, предприятие изыскало возможность выплатить тринадцатую зарплату, начисленную по итогам докризисного 2008 года.
Однако теперь финансовая проблема стала ощущаться гораздо острей. И тенденция к снижению объемов пока не дает особого повода для оптимизма. Если ситуация не урегулируется, а прогнозы на ближайшие месяцы, к сожалению, не вселяют уверенности в то, что ДААЗ заработает в полную силу раньше июня, экономить придется на всем. На заводе разработана программа оптимизации затрат в кризисный период, которая предусматривает целый ряд мероприятий по экономии энергоресурсов, снижению и без того невысокого уровня брака, рациональному использованию трудовых ресурсов и совершенствованию структуры управления.
Кроме того, дирекция завода обратилась к профсоюзному комитету с предложением пересмотреть принятый на этот год коллективный договор, на финансирование мероприятий которого у ДААЗа сейчас просто нет средств. Ясно, что уменьшение набора привычных для каждого заводчанина обязательных и дополнительных социальных гарантий не может вызывать одобрения ни со стороны работников, ни со стороны профкома. Однако аргумент руководства завода заставляет прислушаться к этому предложению: если сейчас не снизить до минимума все затраты, то к концу года убытки предприятия достигнут 800 миллионов рублей. При таком развитии ситуации итог один – банкротство, допустить которое означает потерять и завод, и рабочие места, и надежду на будущее.
Но надежда пока остается. И ее укрепляют новости последней недели, ведь на днях стало из-вестно о мощной государственной финансовой поддержке Волжского автомобильного завода. Именно туда и поставляется 70 процентов производимой ДААЗом продукции.
– В связи с этим мы жестко привязаны к «АвтоВАЗу», ситуация на котором в настоящее время непростая. Но если в текущем году завод подтвердит заявленные объемы – 590 тысяч автомобилей, то мы сможем обойтись без массовых сокращений работников. Однако оптимизации структуры управления и цеховой структуры не избежать. Все эти меры направлены на сохранение завода, – так прокомментировал ситуацию управляющий ОАО «ДААЗ» В.Изотов.
Вера в то, что со временем ситуация на предприятии улучшится, остается у каждого жителя города, ведь автоагрегатному заводу уже приходилось сталкиваться с подобными проблемами в кризисные 90-е годы. Тогда ДААЗ успешно преодолел эти трудности. Нет сомнений, что крупнейшее в нашем городе предприятие переживет и этот непростой этап. Тем более что в этом заводу готовы оказать всестороннюю поддержку органы государственной власти – областное правительство и городская администрация.
В ходе совещания первый заместитель председателя Ульяновской области А.Пинков подтвердил намерение региональной власти увеличить объемы финансирования по программам занятости населения, которые будут реализовываться не только внутри ДААЗа, но и на всей территории Димитровграда. По этому поводу Александр Петрович сказал, что максимальное количество тружеников завода будет задействовано в оплачиваемых общественных работах.
По словам министра промышленности и транспорта В.Зиннурова, автоагрегатному заводу будет оказано содействие в урегулировании задолженности по налогам и расчетам за потребленные топливно-энергетические ресурсы. В ближайшее время руководством нашего региона также будут проведены переговоры с менеджментом управляющей компании ОАО «Объединенные автомобильные технологии» по вопросам загрузки производства и сохранения кадрового потенциала Димитровградского автоагрегатного завода.
Светлана КНЯГИНИНА