Павел Нетупский

Схема. Высший арбитражный суд России признал незаконной реализацию так называемой аутсорсинговой системы, которая помогала крупным компаниям существенно снижать налоговые платежи.

Для оптимизации налогов компании со­­­з­да­­ва­­ли несколько малых фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения, которые сдавали персонал в аренду. Это позволяло не платить единый социальный налог (ЕСН).

Игры недоброй воли. Судебный спор разгорелся вокруг ООО «Дворцовый ряд – МС» – владельца сети магазинов «Пятерочка» в Уль­я­нов­ске (использует торговую марку по договору франчайзинга). Эта компания создала несколько ООО («Экосам‑1», «Экосам-2» и т. д.), зарегистрировав их по одному адресу. Каждая такая «фирмочка» нанимала до 100 сотрудников, которые де-факто работали в магазинах. Но благодаря льготному режиму налогообложения, который закон предоставляет только малому бизнесу, с зарплат работников не уплачивался ЕСН.

Налоговая инспекция посчитала, что единственной целью созданной системы является получение необоснованной налоговой выгоды. Общая сумма доначисленных платежей, штрафов и пеней составила более 50 млн рублей.

Формально в действиях налогоплательщиков дей­­ст­­ви­­тель­­но не было никаких нарушений. Оформ­лен­ные в «фирмочках» сотрудники получали зар­плату, с которой удерживали все установленные законом налоги. Поэтому арбитражный суд счел требования фи­скаль­но­го ведомства необоснованными.

Налоговики добились пересмотра решения в Выс­шем арбитражном суде России (ВАС), который под­дер­жал их доводы. А они сводились к многочисленным совпадениям. Так, в течение четырех лет «фирмочки» работали только с ООО «Дворцовый ряд – МС». По договорам они предоставляли персонал для управления магазином и работы на контрольно-кассовой технике. Поступление оплаты за услуги и перечисление заработной платы осуществлялось одновременно, а доходы покрывали лишь сумму затрат по заработной плате (то есть де-факто эти ООО не имели прибыли).

Судьи ВАС пришли к выводу, что «установленные в ходе проведения мероприятий налогового контроля и в судебных заседаниях обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что в данном случае имеет место создание условий для це­ле­на­прав­лен­но­го уклонения от уплаты налога. Соответствующего экономического обоснования, из которого будет следовать, что налоговая выгода не является исключительным мотивом при такого рода деятельности, в рамках данного дела не усматривается. Наличие в деле доказательств взаимозависимости соз­дан­ных организаций, формальности трудовых отношений работников, наличия одних и тех же лиц на руководящих должностях, нахождения всех организаций по одному адресу, ограниченности среднесписочной численности рабочих мест в каждой создаваемой организации для возможности применения особого налогового режима, отсутствия специализированной де­я­тель­но­сти и иной деловой активности созданных организаций подтверждают данный вывод», – заключила коллегия ВАС.

Принятое в пользу налогоплательщика решение отменено, дело отправлено на новое рассмотрение.

Не дразните мытарей. Aутсорсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) – передача компанией определенных бизнес-процессов на обслуживание другой фирме, специализирующейся в соответствующей области. Во всем мире многие крупные компании используют также технологию аутстаффинга – вывод сотрудников за штат и их оформление в компанию-подрядчика: работник продолжает трудиться на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, только работодателем уже является аутсорсинговая компания.

Эксперты уверены, что ульяновская «Пятерочка» проиграла не из-за вопросов с законностью самой си­сте­мы аутсорсинга, а потому, что злоупотребляла правом. По мнению налогового консультанта Алексея Куликова, заключение договоров с компаниями, применяющими УСН, позволяет налоговым органам задаться вопросом о действительности отношений между сторонами. «Подобная схема может быть «отягощена», когда работники аутсорсинговой компании ранее являлись сотрудниками компании-заказчика, организация оказывает услуги по предоставлению персонала только одному заказчику, фактически не осуществляя самостоятельной предпринимательской деятельности, а заказчик и компания являются взаимозависимыми лицами».

http://www.finansmag.ru/94591