В селе Никольское-на-Черемшане Мелекесского района собираются закрыть участковую больницу – крепкую, оснащенную оборудованием, довольно новую, построенную экс-губернатором Юрием Горячевым.

Сегодня больница обслуживает около трех тысяч человек – Никольско-Черемшанское поселение, в состав которого входит четыре села. Ее закрытие произойдет в рамках оптимизации, то есть, как заверяет власть, исключительно в интересах населения и с целью приближения медпомощи к людям.

Вообще что творится с оптимизацией социальной сферы на селе тайна, покрытая мраком. Власть трубит, что закрывает исключительно терпящие бедствие учреждения и открывает населению зеленую улицу к современным образовательным и медицинским услугам, пусть и за энное количество километров от дома… Официальные СМИ выдают на-гора хронику грянувшей оптимизации и репортажи об осчастливленных ею селянах. Недовольных заботой власти вроде как и нет. А если есть, то кто ж о них узнает?

Жители Никольского-на-Черемшане сами заявили о себе, позвонив в редакцию «СК», отправив письмо председателю ЗС области Борису Зотову и сообщение на электронную почту президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину. И на этом не собираются останавливаться. Бороться есть за что.

Четыре года назад в Мелекесском районе была закрыта Центральная городская больница, которая располагалась в Димитровграде. С тех пор УЗИ и гастроэнтерологические обследования из Никольского ездят делать почти за сто километров – в Майну, к узким специалистам – за пятьдесят километров, в поликлинику, расположенную в соцгороде.

А когда дело доходит до стационара, то больных из Никольско-Черемшанского округа возят по всему Димитровграду, лишь бы пристроить. Только брать их нигде не хотят, сообщают наши читатели. В димитровградских стационарах даже в коридорах мест нет – забито.

Действия власти вокруг Никольской больницы нарушают все принципы оптимизации разом. Главный из них – прежде чем сломать, надо построить. За все годы, начиная с перестройки, в Димитровграде не появилось ни одной новой больницы, рассказывают жители Никольского, поэтому неудивительно, что пациентов из села там не ждут. Одного недавно прооперировали, так на следующий день отправили в участковую больницу, там и выхаживали.

Второе: с началом оптимизации речь шла о закрытии объектов, находящихся в плачевном состоянии.

Тут все с точностью до наоборот.

Никольская больница в хорошем состоянии, поэтому и стала объектом уничтожения.

27 февраля, в рамках визита в Ульяновскую область, там побывал сам Владимир Уйба, руководитель Федерального медико-биологического агентства. Больницей он остался доволен. И… принял решения забрать ее под психоневрологический диспансер, который ныне располагается в Димитровграде. Короткий визит московского гостя решил судьбу без малого трех тысяч жителей Никольско-Черемшанского поселения. Медицинскую помощь им решено соптимизировать до двенадцати коек дневного стационара, который хотят разместить в недостроенном здании на территории больницы. Когда-то там планировалось детское отделение, потом станция «Скорой помощи».

Чтобы привести это помещение в порядок, надо не меньше миллиона рублей, полагают жители села, медики смотрят на ситуацию с профессиональной точки зрения: для дневного стационара там места нет ни фактически, ни по нормам… Больницу в Никольском-на-Черемшане открыли в 1899 году, 25 сентября она отметила бы свое 110летие. Старое здание попадало в зону затопления Волжского водохранилища, поэтому его перенесли на новое место. Терапевт больницы Нина Михайловна Митина вспоминает визит Юрия Горячева в больницу примерно в 1989 году. В старой больнице благ цивилизации было по минимуму: под умывальником в кабинете врача стояло ведро, закрытое ящиком.

– Юрий Фролович посмотрел на эту конструкцию в моем кабинете и спросил: «И вот здесь вы руки моете? Слезы…». Такое у него слово было.

Тогда же глава области решил строить в Никольском-на-Черемшане новый корпус для больницы. Главврачом медучреждения был ныне покойный Александр Петрович Митин, муж Нины Михайловны.

– Александр Петрович был очень хорошим организатором, – рассказывает она. – Он установил график работ на стройке, и так получилось, что новое здание строили всем селом.

Юрий Фролович каждую неделю к нам приезжал… Больницу в Никольском построили меньше чем за два года. Отопление, вода, канализация, комфортные палаты, медицинское оборудование – все там было. Там и сейчас исправно работают лаборатория, ЭКГ, физкабинет, рентгенкабинет, своя стоматология…

«Мы дожевали все, что осталось с советского периода», – с этих слов губернатора Сергея Морозова на расширенном совете началась кампания по оптимизации социальной сферы региона. Под словом «дожевали» подразумевались опустевшие школы, полуразвалившиеся участковые больницы, фельдшерские пункты, где нет ничего, кроме стен. Таких по области – тьма. Никольское, скорее, исключение, чем правило.

Отрадное исключение. Настрой людей на борьбу за свою больницу понятен.

В одном из недавних интервью в СМИ губернатор Морозов сказал, что тема оптимизации – одна из самых важных для него. И он считает, что к каждому случаю надо подходить индивидуально, необходимо учитывать мнение людей. Сейчас в Никольском готовят сход, на который областная власть будет обязательно приглашена. Пожалуй, это тот самый случай, когда на конкретном материале можно будет понять, ради чего и кого оптимизируют… Чьи интересы приоритетны?

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА